ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
Ново Нордиск. Датский завод с калужской пропиской
«TАКЕДА – Дальний Восток»: Учиться, меняться, расти!
STADA CIS: за качество отвечают все!
 

Обучение

24.01.2015

Выбор остается за врачом

На фоне бурного развития медицинских технологий и успехов в области фармацевтики у врачей уже не возникает сомнений в необходимости постоянного пополнения знаний. Остается решить, где и как эти знания сегодня можно получить в максимально удобной форме.

Верность постулата о необходимости постоянного повышения квалификации практикующего врача сегодня никем не ставится под сомнение. И, казалось бы, есть широкий спектр возможностей для переподготовки — обучение можно пройти или в столичных вузах, или на соответствующем факультете вуза у себя в регионе. Однако в реальности желание учиться реализовать не так просто: в регионах не всегда есть возможность осуществить тот или иной учебный цикл, а ехать в столицу накладно с точки зрения временных и материальных ресурсов. Учитывая все эти сложности, совместными усилиями Минздрава РФ, Национальной медицинской палаты и РМАПО был реализован пилотный проект в области постдипломного дистанционного образования.

 

В Москву, в Москву…

У врача, желающего пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, довольно широкие возможности. Он может выбрать Российскую медицинскую академию последипломного образования (РМАПО) или факультет последипломного образования одного из столичных вузов, а может обучаться на таком же факультете медицинского вуза у себя в регионе. При этом понятно, что, с одной стороны, в регионах не всегда есть возможность провести тот или иной цикл, потому что нет базы или специалистов-преподавателей, с другой — обучение дома экономит и время, и средства курсанта (или ЛПУ, отправляющего сотрудника на обучение), что тоже является сегодня весьма существенным.

По словам начальника Учебно-методического управления РМАПО Светланы Астаниной, академия была головным учреждением в сфере последипломного образования и повышения квалификации на протяжении более 90 лет, но в соответствии с новым законом об образовании ведущее учреждение своего статуса лишилось, однако, по сути, им остается. Здесь работают кафедры и идет подготовка по 89 из имеющихся 96 специальностей, много главных специалистов, постоянно совершенствующих уже существующие программы обучения. Кроме того, академия располагает 106 клиническими базами, благодаря чему у всех кафедр есть возможность учить курсантов «у постели больного». Каждый цикл обучения здесь заканчивается итоговой аттестацией, которая осуществляется в виде экзамена или дифференцированного зачета. Если же цикл позволяет сдать экзамены на сертификационный ценз, то эта возможность курсанту также предоставляется. Проверка практических навыков обязательна. Сначала определяют, как учащиеся понимают теорию, а потом отводят 12 часов на итоговые испытания, в которые входит и проверка практических навыков.

— Сейчас закон об образовании регламентирует в медицине сетевое взаимодействие между разными организациями, причем не только медицинскими, но и научными, и бизнес-сообществами, потому что качественно подготовить высокопрофессионального специалиста уже не под силу одной организации — слишком быстро развиваются научные технологии и исследования, которые внедряются в практическое здравоохранение, — добавляет Светлана Астанина. — Организации из разных ведомств — Минздрава РФ, Минобрнауки РФ — заключают договоры в области учебно-методического обеспечения и научной работы. По некоторым видам деятельности составляются совместные программы обучения между преподавателями.

Но надо учитывать большие размеры страны — не каждый врач может приехать на курсы в столицу. К тому же преподаватели факультетов последипломного образования в вузах обучают врачей своего региона с учетом региональных особенностей.

 

Проблема не первого плана

— На мой взгляд, непрерывное профессиональное образование — это то, без чего врач не может работать, — уверена главный внештатный специалист общей врачебной практики (семейный врач) Минздрава Республики Крым (г. Симферополь) Александра Колисниченко. — Жизнь не стоит на месте, появляются новые методики, и доктору надо быть, что называется, в теме. Наши молодые врачи повышают свою квалификацию на месте — на базе Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, а также на базе центральных медицинских образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.

В Республике Крым практикуется и самообразование, и дистанционное образование врачей. Но так как электронными рабочими местами обеспечены далеко не все врачи (в сельской местности их вообще нет), приходится собирать специалистов вместе и проводить цикл лекций. Что касается начисления баллов за участие в конференциях, то они учитываются при аттестации. Количество баллов влияет на присвоение первой, второй или третьей категорий.

Проблемы повышения квалификации медиков, безусловно, важны, но сначала надо оснастить первичное звено хотя бы диагностическим оборудованием.

— Пока наш участковый врач имеет лишь тонометр и фонендоскоп, — сетует Александра Колисниченко. — У нас в Крыму 358 семейных врачей, мы их всех переучили по этой специальности. Но дефицит врачебных кадров в республике составляет 40%, и первоочередная проблема республиканского Министерства здравоохранения — ликвидировать этот дефицит.

 

С багажом тридцатилетнего опыта

Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Дагестан по общей врачебной практике доктор медицинских наук, профессор Дагестанской государственной медицинской академии (г. Махачкала) Алигаджи Абдуллаев подчеркнул, что факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ДГМА существует уже более 30 лет. На сегодняшний день на факультете работают 37 докторов медицинских наук, 114 кандидатов медицинских наук, 23 человека имеют звание профессора, 66 — доцента. Кроме того, на факультете 106 совместителей, из которых 10 докторов наук, 51 кандидат медицинских наук и 5 доцентов.

— Решением Ученого совета академии и, исходя из потребностей республики, в нашем учебном заведении в дополнение к 71 кафедре созданы еще три клинические кафедры: скорой медицинской помощи, гериатрии и эндоваскулярной хирургии, которые тоже участвуют в переподготовке специалистов, — сообщил профессор. — Периодичность учебы на факультете постдипломного образования — раз в пять лет с последующей выдачей или продлением сертификата. Обучение предусматривает все виды образовательной активности, включая всероссийские и республиканские конференции, семинары, совместные с преподавателями кафедр публикации статей, работу в медицинской библиотеке, изучение электронных модулей. Практические умения и навыки оцениваются у постели больного, в Центре практической подготовки, а о теоретическом уровне знаний врачей можно судить по тестовым заданиям и собеседованию с экзаменаторами. Балльно-рейтинговая система определяет уровень качества и успешности освоения учебной дисциплины через оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом.

На кафедрах Дагестанской медакадемии в работе с курсантами проводятся текущий и рубежный контроль знаний и умений с рейтингом курсанта по дисциплине; экзаменационный контроль знаний и умений с экзаменационным рейтингом; итоговый рейтинг курсанта по дисциплине. В перспективе при начислении итоговых рейтинговых баллов планируется учитывать участие и активность курсантов в работе профессиональных обществ (терапевтов, педиатров, врачей общей практики, врачей службы скорой неотложной помощи, акушеров-гинекологов, организаторов здравоохранения). Это будет итоговая аттестационная оценка по дисциплине, которая зачтется и центральной аттестационной квалификационной комиссией Минздрава республики.

 

Острый дефицит IT и времени

Профессор из Краснодара Виталий Горбань, заведующий кафедрой поликлинической терапии с курсом общеврачебной практики Кубанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, не сомневается, что любой нормальный врач даже без напоминания в современных условиях очень большого информационного потока постоянно повышает свою квалификацию. Именно поэтому он считает, что непрерывное самообразование можно назвать основной формой обучения.

— Чтобы этот процесс имел высокий уровень, мы помогаем врачам, разрабатывая в университете специальную программу по усовершенствованию знаний. По большей части это дистанционное образование, но проблема заключается в том, что у врачей, помимо простых ноутбуков (это в лучшем случае), нет никаких технических средств. А ведь непрерывное образование с дистанционными компонентами включает в себя возможность передачи информации на расстояние, поэтому здесь необходим и интернет, и современные девайсы. Короче говоря, требуется инструментальное обеспечение процесса дистанционного образования. Что же касается периодичности курсов по повышению квалификации, то я думаю, что переобучения раз в пять лет достаточно. Если мы будем проводить занятия чаще, то при сегодняшней огромной загрузке врача сделаем его жизнь невыносимой. Да и руководство больниц и поликлиник не согласится на инновацию, скажем, с ежегодным переобучением. Так что здесь эксперимент не принесет пользы. У нас прекрасные врачи, они вполне могут самостоятельно работать над повышением своей квалификации, читая литературу, участвуя в конференциях, просматривая материалы видеосеминаров.

 

С учетом российских особенностей

— В последнее время меня часто спрашивают о том, как я отношусь к проблеме модернизации последипломного образования. Скажу сразу — отношение мое к реорганизации системы подготовки врачей самое положительное. Но я хочу предостеречь своих коллег от революционных перемен, от слепого копирования западных вариантов подготовки молодых врачей, — рассуждает заведующий кафедрой терапии, гериатрии и апитерапии факультета последипломного образования МГМСУ им. А.И. Евдокимова профессор Леонид Лазебник. — Известна истина «ломать — не строить», известно также, что и западное, и восточное здравоохранение в корне отличаются от российского. А потому слепо копировать европейские варианты нам вряд ли стоит. Возьмем, к примеру, проблемы дистанционного образования. Нет сомнения, что этот метод обучения и рационален, и малозатратен. Но никакой лектор с экрана не обучит молодого врача тонкостям обследования пациента. А потому мои юные коллеги зачастую боятся подойти к пациенту, выслушать им сказанное. Будущие дарования надеются на показания приборов и, сообразуясь с увиденными на экранах цифрами, быстро ставят диагноз. Так нельзя лечить, ибо возможны ошибки, а это — искалеченная жизнь человека, а нередко и его смерть. В приоритете должна быть беседа с пациентом, потом следует мысль доктора, и только затем приходит очередь анализа показаний приборов. Такой методике может научить молодых врачей только Учитель с большой буквы, и чаще всего это практикующий врач. Ну а видеоконференции и телемедицина послужат прекрасным приложением к клинической практике.

 

Учиться на расстоянии

Учитывая, как сложно организовать непрерывное образование для перегруженного работой врача, в уходящем году совместными усилиями Минздрава РФ, Национальной медицинской палатой (НМП) и РМАПО был реализован пилотный проект в области постдипломного образования. Суть и содержание проекта подробно описаны в № 33 «МВ» в статье «Достойная альтернатива».

Президент НМП профессор Леонид Рошаль рассказывает:

— Идея разработки непрерывного персонифицированного дистанционного медицинского последипломного образования, бесплатного и удобного, принадлежит НМП, которая участвует в его реализации, начиная с разработки и технического воплощения идеи в пилотные проекты и заканчивая подведением результатов. Мы считаем очень важным проведение пилотного образовательного проекта. Смысл проекта — облегчить получение знаний с помощью использования дистанционных методов обучения, причем персонифицированных. Мы знаем, что врачи перегружены работой. Повышать профессиональный уровень необходимо, но это не должно стать каторгой, если врач работает на две ставки с утра до ночи. Необходимо создать такую систему, чтобы она не усложняла, а, наоборот, облегчала их жизнь. Сейчас уже реализуется пилотный проект в 12 регионах нашей страны.

По мнению руководителя комитета НМП по непрерывному медицинскому образованию Гузель Улумбековой, было принято правильное решение о том, что сначала принимают участие в проекте врачи-терапевты, врачи-педиатры и врачи общей практики.

— Напомню вам о ходе проведения пилотного проекта. Врач заключает соглашение с государственной образовательной организацией, которая в свою очередь заключает соглашение о сотрудничестве с национальным медицинским обществом по специальности. На основании этого врачу дается код доступа на специальный портал координационного совета, врач там регистрируется и выполняет свой индивидуальный план развития, потом составляется отчет о деятельности, об участии в конкретных мероприятиях. Все это заполняется в электронном виде, и мы имеем доступ к этим отчетам, можем проследить, насколько активно врач обучается. Очень важно, чтобы все эти мероприятия соответствовали установленному набору требований. Данный врач получает образование в течение 50 часов в год, — сообщила Гузель Улумбекова. — Мы провели анкетирование летом этого года, и выяснилось, что выход в интернет имеется только у 55% врачей. Врачи старшей возрастной группы осваивают компьютер не очень легко. Более 50% не используют его в своей работе. Но это задача поправимая.

А самой серьезной проблемой она назвала отсутствие у врачей библиотечных дней. На адрес НМП пришло более 200 писем от врачей с жалобой даже не на то, что главные врачи не отпускают их учиться, а то, что у них практически у всех на работе по два участка. Даже если они готовы посетить какое-то мероприятие, готовы самостоятельно обучаться, то заменить их некем, домой они приходят усталые. Поэтому для учебы им необходимо выделить отдельные библиотечные дни, но об этом даже нет речи. Кроме того, работодатели отпускают сотрудников на конференции и съезды не чаще одного раза в год, что, конечно, очень мало.

Опрос показал, что 60% врачей поддерживают эту модель обучения.

В НМП проанализировали, как врачи выполняют свои планы развития и отчеты. 20% прошли свыше 36 часов из того, что им было предложено по пилотному проекту. Только 30% в стадии заполнения, они набрали 26, а должны 36 часов. К сожалению, 30% врачей до сих пор еще не приступали к выполнению своего отчета.

Какие выводы можно сделать? Непрерывность повышения квалификации образования принята большинством врачей. Но основная проблема в том, что у них нет достаточных средств, как и у их работодателей, на развитие непрерывного медицинского образования. Самое главное — врачи просто не могут никому перепоручить своих больных, чтобы заняться повышением своего профессионального уровня.

В НМП хотели бы включить в структуру тарифов на оплату медицинской помощи выделенные расходы на повышение квалификации медицинских работников из расчета 1% из фонда на оплату труда. Повышение квалификации врачей в развитых странах на 50% состоит из средств работодателей, а на 50% из средств фармацевтических производителей. НМП обратилась в ассоциацию фармацевтических производителей и узнала, что у них есть кодекс, в соответствии с которым они могут участвовать в финансировании этих мероприятий.

Кроме того, руководство НМП хочет, чтобы работодатели (главные врачи) и руководители субъектов РФ оплатили время, затраченное врачами на обучение. Неважно, что сейчас не надо специально отправлять людей в командировку.

Удивляет отсутствие доступа в интернет у врачей на многих территориях. Куда же пошли огромные деньги, выделенные на информатизацию здравоохранения?

Говоря о планах на 2015 год, Гузель Улумбекова сообщила о намерении расширить проект на все вузы:

— Хотим предложить всем врачам на добровольной основе, всем общероссийским организациям по специальностям, которые входят в НМП, принять участие в этом проекте. За рубежом врачи уже не только давно непрерывно обучаются, не только участвуют в различных мероприятиях, но и определяют, как в результате обучения улучшилось качество медицинской помощи.

Елена КозловаНадежда Стаурина

Источник: «Медицинский вестник» №35 2014

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2015
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство