ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
«ТАКЕДА – Столица»: на работу с удовольствием!
Личные финансы: секреты эффективного управления
STADA CIS: за качество отвечают все!
 

Обучение

08.05.2015

Программы подготовки провизоров пересмотрят

Не успели внедрить ФГОС-3, как взялись за ФГОС-4

Программы подготовки специалистов в области фармации не соответствуют современным требованиям и нуждаются в актуализации, констатировали участники «круглого стола», прошедшего в рамках Международного форума «Медицинское образование — 2015: новые технологии для поддержки реформы отрасли». Какие изменения предлагается внести в государственные образовательные стандарты?

В рамках форума был представлен целый ряд новаций в медицинском образовании: модель вводимой с 2016 г. в РФ системы аккредитации специалистов (экзамен в модульном формате), Дистанционная академия врача (ДАВ) — образовательная IT-платформа для принятия врачами клинических решений на основе клинических рекомендаций, создаваемая на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Особое внимание было уделено имплементации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности «Фармация».

На «круглом столе» с участием руководителей фармацевтических факультетов ведущих медицинских вузов страны поднимался вопрос о внесении изменений в программы обучения студентов-фармацевтов. По словам ректора ВолгГМУ, главного внештатного специалиста Минздрава России Владимира Петрова, существующие учебные программы не соответствуют реальной деятельности фармработников. А это требует приведения ФГОС-3 в соответствие с современными требованиями.

Другого пути нет

За последние 25 лет произошли коренные изменения в системе обеспечения населения товарами аптечного ассортимента, выросшего в десятки раз. Кроме того, за эти годы все аптеки из производственных превратились в аптеки готовых лекарственных форм, т.е. аптечное производство сошло на нет. Также значительное место в ассортименте стали занимать БАД, изделия медицинского назначения, косметика, средства ухода, диетическое питание, медицинские приборы. При этом в программе подготовки провизоров значимая часть времени уделяется навыкам, заведомо невостребованным в деятельности аптечной организации. Все это требует коррекции путем подготовки жизнеспособного учебного плана по специальности «Фармация» для ФГОС четвертого поколения, в котором будут учтены потребности современного фармрынка.

Предполагается повысить эффективность преподавания фармакологии, сдвинуть сроки прохождения летней полевой практики (с учетом региональных особенностей), расширить раздел программы, посвященный методам определения подлинности и доброкачественности ЛС. Кроме того, предлагается ввести преподавание элементов медицинской химии, в частности, вопросов рационального синтеза новых лекарственных веществ с использованием методов компьютерного дизайна и проч. Также предполагается уделить больше внимания медицинскому и фармацевтическому товароведению (изучению современных медицинских приборов и аппаратов), пересмотреть программу по управлению и экономике фармации.

«Следует понимать, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, соответствием подготовки специалистов потребностям рыночной экономики. Другого пути попросту нет», — отметил Владимир Петров.

Новые акценты

Изменения поддержали все присутствующие. В частности, ректор СПФХА Игорь Наркевич акцентировал внимание коллег на том, что сегодня в России провизоров готовят в 55 вузах страны, однако программы подготовки оставляют желать лучшего. Так, на современном рынке представлено множество биотехнологических препаратов, но практически ни в одной образовательной программе по фармацевтике о них ничего не сказано. Студенты имеют очень смутное представление о том, что такое моноклональные антитела, пептиды, современные иммунобиологические препараты. Программа перегружена изучением устаревших методик и подходов, не хватает и курсов по медицинской физике, информатике, статистике. В целом сегодняшнее образование имеет наработанную годами серьезную академическую базу, нужно лишь дополнить ее востребованными компетенциями. Например, ввести в программу изучение генетики, молекулярной биологии, вопросов контроля качества и фармацевтического анализа биопрепаратов и проч.

По прогнозам аналитиков из инновационного центра «Сколково», если обучение по профессии «провизор» не подвергнется кардинальным изменениям, то к 2020 г. она просто исчезнет как класс. Поэтому главная задача учебно-методической комиссии «Преподавание фармацевтических дисциплин» — разработать образовательные программы, которые помогут готовить специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для работы в современных условиях, а последнее возможно только в тесном сотрудничестве с фармкомпаниями.

Растет экспорт российских препаратов за рубеж, увеличиваются объемы отечественных инновационных препаратов. Фармпрому очень нужны специалисты международного класса, и реформа образования призвана предоставить для этого все возможности. СПФХА выпускает около 500 специалистов подобного уровня, но этого явно недостаточно. Поэтому так важно за оставшиеся несколько лет успеть переориентировать фармацевтические факультеты на новые стандарты подготовки высококвалифицированных кадров.

Нужны коррективы

На основные аспекты практической подготовки провизоров обратил внимание и декан фармацевтического факультета ПМГМУ им. И.М. Сеченова Иван Краснюк. По его мнению, необходимо готовить специалистов, исходя из реальных экономических потребностей фармрынка, по следующим направлениям: промышленная фармация (специалисты фармпроизводств); госпитальная фармация (специалисты для аптек ЛПУ); социальная (общая) фармация (специалисты для аптек, не занятых изготовлением ЛС).

Кроме того, для полноценной подготовки фармацевтических кадров важно увеличивать практическую часть занятий и улучшать оснащение учебной базы, как это сделано, к примеру, на фармфакультете ПМГМУ, где все студенты проходят обучение в учебно-производственной аптеке, детально имитирующей реальные условия труда. Такой подход позволяет получить на выходе квалифицированные кадры, не требующие доучивания в аптеках, как это происходит в большинстве случаев.

Участники были единодушны в том, что замена (согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») интернатуры на ординатуру, призванную в рамках двухгодичного обучения готовить специалистов более высокого уровня к самостоятельной работе, носит не вполне продуманный характер. Например, для обучения по направлению «Управление экономикой фармации» достаточно одного года, а обучение «Фармацевтической технологии и химии» целесообразно проводить в течение двух лет — эти моменты также требуют коррекции. Практические предложения по этому вопросу, а также по вопросам аккредитации фармацевтических кадров представители профильных вузов решили подготовить к следующей встрече, которая пройдет в Самаре.  

«Фармперсонал»

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2015
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство