ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
STADA CIS: за качество отвечают все!
«TАКЕДА – Дальний Восток»: Учиться, меняться, расти!
Эрик Патруйярд: «Наш главный актив — люди»
 

Обучение

03.06.2015

Калибровка образования — нужны точные ориентиры

Представители фармацевтических вузов и ссузов из 19 регионов страны, приехавшие в Москву на конференцию по узкоспециализированной тематике, не могли обойти вниманием и наболевшие вопросы профессионального образования, приводящие к системным сбоям в подготовке специалистов в области фармации. Хотелось бы верить, что сформулированные на встрече предложения фармсообщества будут услышаны и учтены в новых образовательных и профессиональных стандартах и вводимой с 2016 г. системе аккредитации фармспециалистов.

Всероссийская конференция «Использование разработок отечественных производителей в области современной энтеросорбции в формировании профессиональных компетенций по специальности «Фармация», организованная кафедрой УЭФ мединститута РУДН при поддержке ООО «ТНК СИЛМА», прошла в конце апреля в московской гостинице «Корстон». Тематика форума не ограничилась вопросами энтеросорбции: кульминационной частью стало обсуждение фундаментальных проблем и перспектив российского фармобразования.

Болевые точки

В роли «диагноста» болевых точек системы подготовки фармспециалистов выступил ректор Сибирской фармацевтической академии Александр Гришин. В ряду важнейших проблем, требующих перемен в этой области, профессор в первую очередь выделил значительную взаимоповторяемость среднего и высшего фармобразования. «Наш образовательный процесс на уровне колледжей и вузов дублируется на 70%», — констатировал г-н Гришин. Это заметно удлиняет и осложняет карьерный рост выпускников вузов. «Сегодня студент 5 лет учится на провизора, с 2016 г. ему предстоят два года ординатуры, потом он должен получить сертификат по одной из трех специальностей. А если он потом захочет получить другую специализацию? Ему опять придется учиться два года в ординатуре! Почему мы не можем сделать так, чтобы фармспециалист мог выстраивать карьеру без лишних временных затрат?» — задал он риторический вопрос.

По мнению Гришина, помочь этому может переход к принципам международной Болонской декларации. «По существу система «бакалавр — магистр», в отличие от нынешней системы «фармацевт — провизор», отвечает требованиям практической фармации и не несет значительных материальных затрат», — убежден Гришин. С его точки зрения, Болонская двухступенчатая система профобразования должна послужить одним из краеугольных камней при разработке образовательных стандартов нового поколения.

Вторая серьезная беда нашего фармобразования — низкий уровень практической подготовленности выпускников. «Как проводится практика в фармвузах? Мы направляем студентов в аптеки, где они вынуждены подстраиваться под сиюминутные требования бизнес-единиц, вместо того чтобы сформировать в нужном объеме свои профессиональные компетенции. Для решения этих задач фармфакультет должен иметь полноценную учебно-производственную базу (подобно тому, как каждая кафедра на лечебном факультете имеет свою клинику), а ее у нас нет. Это зачастую превращает учебную практику в профанацию», — с грустью заметил оратор.

Выход из ситуации видится Александру Гришину в трансформации фармобразования под эгидой некоммерческих профорганизаций, хорошо понимающих его специфику. Это необходимо «для того, чтобы мы могли с вами вместе в профессиональном кругу ставить задачи, которые отражают потребности современной фармации, и сами их решать», — заключил эксперт.

Критический разрыв

Взгляд изнутри на методологические огрехи фармобразования представила декан фармфакультета Нижегородской медакадемии Светлана Кононова. Анализируя Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введенный пару лет назад вместо «простого» ГОСа, она отметила, что эта замена так и не ликвидировала многих системных сбоев в структуре высшего образования. Главные из них — «конкурирующий характер учебных дисциплин, отсутствие внутрипредметных и межпредметных связей». Во многом из-за этого вместо единой «операционной системы» знаний и навыков студенты в ходе обучения получают слабо связанный между собой «набор фактов» по разным предметам.

Пути решения этой проблемы, по мнению Кононовой, — преподавание профилирующих предметов (например, УЭФ) уже с первого курса, параллельно общим дисциплинам, использование принципов модульного обучения. «В нашей академии мы сейчас делаем методологические модули не по разделу какой-то дисциплины, а например, модуль по хранению лекарств, охватывающий с 1-го по 5-й курс», — поделилась она опытом. Вместе с тем профессор признала, что пока это лишь частная инициатива на местах, мало что меняющая в общей картине образования. «Полноценного модульного образования у нас нет», — констатировала она. А ведь задача фармобразования не ограничивается только достижением внутри- и межпредметной взаимосвязанности. «Мы должны стремиться к транспредметной интеграции додипломного и последипломного образования в рамках единого модуля», — обозначила цель г-жа Кононова. Такой подход призван уменьшить наблюдаемый сегодня критический разрыв между результатами подготовки специалистов и реальными потребностями фармрынка.

В связи с этим профессор подчеркнула необходимость активного вмешательства всего профессионального сообщества в обсуждение и доработку правил аккредитации фармработников, которые должны вступить в силу в 2016 г. и стать ориентиром для калибровки фармобразования в соответствии с запросами отрасли. «Если мы с вами «проморгаем» аккредитацию, то завтра опять получим специалистов, не нужных работодателю», — предостерегла Светлана Кононова.

«Дыры» аккредитации

На самой системе аккредитации фармспециалистов, подходы к которой разрабатываются Минздравом, в ходе конференции подробнее остановилась исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена Неволина. Как известно, с 2016 г. будут введены первичная аккредитация для выпускников вузов, встроенная в итоговую госаттестацию, первичная специализированная аккредитация после ординатуры и повторная аккредитация каждые пять лет. При этом докладчица резонно заметила, что официальное определение аккредитации не указывает, на соответствие чему она будет проводиться. По ее словам, этим мерилом должен стать Профессиональный стандарт для специалиста в области фармации.

Проект этого стандарта разработан НФП совместно с РУДН и Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и в настоящее время находится на утверждении в Минздраве. «В этом проекте мы отказываемся от специальностей (провизор-технолог, провизор-аналитик, провизор-организатор), но в трудовых функциях и знаниях учитываем особенности специализации. При этом они будут отражены только в должностных инструкциях, в зависимости от того, чем фактически будет заниматься фармработник», — поделилась Неволина. Немаловажный момент с учетом тех проволочек, которые при нынешней системе сертификации ожидают специалиста, решившего сменить профиль фармдеятельности.

Вообще, профессиональный стандарт должен кардинально изменить направленность обучения в вузах. Как заметила Елена Неволина, «исходя из него, формулируются требования к ФГОСу таким образом, чтобы те квалификации, которые получает выпускник за время обучения, соответствовали этому стандарту». То есть выстраивается цепочка: профстандарт максимально привязан к реальной практике фармотрасли, ФГОС привязан к профстандарту.

Соответственно, в качестве экспертов Национального и окружных центров аккредитации, проводящих оценку «служебного соответствия» на основе профстандарта, планируется задействовать не только фармвузы, но также некоммерческие профессиональные организации и самих работодателей. Это поможет максимально гармонизировать требования рынка труда к специалистам и соответствие специалистов этим требованиям. НФП в соавторстве с РУДН уже направили в Минздрав критерии для первичной аккредитации специалиста в области фармации, основанные на разработанном профессиональном стандарте.

Определенная сложность, связанная с внедрением аккредитации, — поджидающее специалистов «задвоение» системы оценки квалификаций: если для выпускников 2016 г. предусмотрена именно первичная аккредитация, то для тех, кто на сегодня уже окончил вуз, поработал и имеет истекший сертификат, остается сертификация. В связи с этим Елена Неволина выразила надежду, что требования к непрерывной системе образования для специалистов начнут работать одновременно с переходом на первичную аккредитацию.

Подводя итог мероприятию, его модератор, проф., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации РУДН Ирина Косова напомнила, что именно переходу в 2016 г. к системе аккредитации специалистов будет посвящено очередное заседание членов Учебно-методического объединения (УМО) и Учебно-методической комиссии по фармацевтическим дисциплинам (УМК УМО) в Самаре. На нем до руководителя УМК УМО, акад. РАН Владимира Петрова представителями фармсообщества будут донесены соображения, высказанные в ходе конференции. Остается надеяться, что они не только будут донесены, но и услышаны.

Светлана Абрамова, Никита Поляков, отдел образовательных проектов

«Фармперсонал»

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2015
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство