ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
Рецепты успеха от STADA CIS
«ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС» - С уверенностью в будущее!
«TАКЕДА – Дальний Восток»: Учиться, меняться, расти!
 

Управление персоналом

02.07.2014

В ожидании кризиса

В ситуации, когда прогноз роста объема ВВП снизился и на рынке наблюдаются признаки стагнации, многие российские работодатели вынуждены корректировать свои кадровые планы на текущий год. 87% компаний — участников опроса, проведенного в марте 2014 г. компанией КПМГ, уже пересмотрели HR-бюджеты. На общем фоне лишь фармацевтические компании сохраняют оптимизм и не планируют сокращать расходы на персонал.

Как показал опрос, в настоящий момент политика фармкомпаний в отношении расходов на персонал в целом совпадает с трендом, отмеченным в предыдущем исследовании КПМГ «Результаты обзора мер по оптимизации расходов на персонал в условиях кризиса», проводившемся в феврале 2009 г. Тогда итоги опроса показали, что фармацевтическая отрасль меньше других секторов экономики была затронута кризисом, только 25% компаний-участников принимали какие-либо «антикризисные меры».

Как отмечает менеджер группы по оказанию услуг в области управления персоналом и налогообложения физических лиц КПМГ в России и СНГ Дина Дьякова, по данным нынешнего опроса, фармацевтическая отрасль сегодня в меньшей степени ощущает влияние происходящих в экономике изменений и в целом настроена оптимистически. Несмотря на ожидаемое ухудшение ситуации в экономике, 75% респондентов — представителей фармрынка пока не корректировали бюджеты на HR. По данным исследования, работодатели, все же решившие в преддверии возможного кризиса урезать траты на персонал, в первую очередь сокращают затраты на подбор персонала (52% компаний), корпоративные мероприятия (48%) и внешнее обучение (42%).

По словам эксперта, приоритетным направлением для большинства компаний в 2014 г. остается повышение эффективности персонала. Об этом заявили 89% всех опрошенных, включая представителей фарминдустрии. В приоритете для фармацевтических компаний также остаются вопросы удержания персонала (88%), развития талантов (75%) и повышение вовлеченности (75%). Не теряет актуальности для фармкомпаний и задача по созданию позитивного бренда работодателя. Больше половины компаний-респондентов отнесли это направление к приоритетным. Примечательно, что сегодня, в отличие от кризиса 2009 г., компании более взвешенно подходят к процессу сокращения персонала. Компании, планирующие оптимизацию численности персонала в этом году, активно применяют методы нормирования, анализа бизнес-процессов и планируют добиться сокращения численности персонала через упрощение структур компаний, оптимизацию бизнес-процессов, удаление дублирующихся функций и снижение бюрократизации при принятии решений. Компании более активно начали задумываться о выводе административных функций, в том числе HR, на аутсорсинг.  При этом некоторые участники опроса видят в качестве ответной меры на ухудшение экономического положения отказ от услуг кадровых агентств и тренинговых компаний и переход на работу напрямую с частными рекрутерами и тренерами-фрилансерами.

В новой экономической ситуации большинство российских компаний (79%) отмечают необходимость проведения оптимизации численности персонала. Эту опцию чаще рассматривают компании с численностью свыше 5 тыс. человек — 89% респондентов из данной категории выбрали этот ответ. Сокращение персонала ожидается незначительное — на 5—10%, часто за счет сокращения вакансий, а не работающих сотрудников. В большинстве компаний-респондентов приостановлен набор персонала или он проводится только для замены ушедших сотрудников. Потребность в привлечении персонала снизилась, по данным опроса, на 16%.

«Половина опрошенных фармкомпаний не планируют изменения численности персонала, — отмечает Дина Дьякова. — Даже те, кто думает о сокращениях, планируют оптимизировать штаты в пределах 5% от численности сотрудников, в основном за счет сокращения вакансий и оптимизации бизнес-процессов в административных подразделениях. В период стагнации компании рассчитывают заменить малоэффективный персонал на более результативных сотрудников, за счет этого поднять производительность труда. Изменения, которые все же затронули бюджеты фармкомпаний, касаются в основном уменьшения процента индексации заработных плат в 2014 г.».

По данным опроса, 33% компаний уже решили проиндексировать заработные платы работников на меньший процент, чем было запланировано на 2014 г. Кроме того, 16% планируют отменить запланированную индексацию. В подходе к премированию компании разделились практически поровну: 54% респондентов планируют менять подход к премированию в 2014 г., 46% не планируют изменений в этой области.

В фармацевтическом секторе 38% компаний не планируют каких-либо изменений в ФОТ, что серьезно отличает этот сектор от всей выборки компаний.

Среди других статей экономии некоторые компании из общего числа респондентов отмечали, что планируют сократить расходы на командировки сотрудников, уменьшить количество корпоративных автомобилей, пересмотреть лимиты на корпоративную мобильную связь. Но в целом тенденция такова: социальный пакет в меньшей степени подвергается изменениям, чем остальные статьи расходов. 33% компаний решили сократить HR-бюджет максимум на 10%, и только 18% компаний планируют уменьшить его на 11—25%. Впрочем, при пессимистичном сценарии сократить свой HR-бюджет на 11—25% собираются не меньше трети опрошенных компаний.

Елена Григорьева

«Фармперсонал»

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2015
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство