ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
STADA CIS: за качество отвечают все!
HR: новые роли в новых реалиях
Рецепты успеха от STADA CIS
 

Управление персоналом

09.09.2013

Игра по корпоративным правилам

Корпоративные правила или стандарты дают точное определение того, как поступать сотрудникам организации в той или иной ситуации, как общаться с коллегами и клиентами компании, какого стиля в одежде придерживаться, и многое другое. Некоторые руководители недооценивают значимость регулирования корпоративной жизни, полагая, что, нормальный сотрудник и так знает, как надо себя вести. Между тем каждый человек, устраиваясь на работу, хочет быть в курсе, чего от него ждут.

 Знакомя сотрудника со стандартами работы еще на входе в компанию, можно избежать в дальнейшем ненужных проблем и таких вопросов, как: «Разве так нельзя? Мне не сказали!» или «А почему так?» Корпоративные правила и стандарты — мощное орудие в руках работодателя, с помощью которого он может не только регламентировать наиболее важные стороны жизни сотрудников, но и привить им определенную корпоративную культуру. Каждый работодатель разрабатывает их на основе принятых в компании ценностей.

Инструмент управления

В ЗАО «ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС» уверены: наличие корпоративных правил позволяет сделать компанию управляемой, помогает менеджерам среднего звена более эффективно руководить персоналом и следовать единой политике. Если нужно скорректировать поведение сотрудников, руководителю куда легче ссылаться на правила, чем на собственное мнение. Дресс-код для всех сотрудников закреплен в Правилах внутреннего трудового распорядка. В одежде приветствуется деловой стиль. Появляться на работе в спортивной одежде и обуви, джинсах, шортах, в одежде из блестящей или прозрачной ткани, мини-юбках, декольтированных платьях и блузках запрещено. При этом правилами предусмотрены и так называемые джинсовые пятницы, когда можно позволить себе более свободный стиль в одежде, если сотрудник не участвует в деловых встречах и не контактирует с посетителями.

Внутренними правилами также установлен четкий распорядок рабочего дня. Он контролируется с помощью электронной системы контроля доступа и учета рабочего времени. В компании не принято отпрашиваться с работы по личным вопросам, а любое отсутствие на рабочем месте должно быть подтверждено соответствующими документами (приказ об отпуске, листок временной нетрудоспособности). Кроме того, ограничено время, которое сотрудники могут проводить в Интернете не по рабочим вопросам (не более 15 минут в день), а также время на личные телефонные разговоры (также не более 15 минут в день).

На первый взгляд может показаться, что правила чересчур жесткие. В период их внедрения коллектив оказывал сопротивление. Однако опыт показывает, что путем настойчивого и последовательного применения правил можно добиться, чтобы сотрудники не просто их соблюдали, но и были убеждены в необходимости их выполнения. В «ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС» не применяются штрафы за нарушение правил. По мнению руководства, чтобы добиться от сотрудников соблюдения правил, вовсе необязательно «бить по кошельку». Для многих вызов к генеральному директору компании для личного объяснения является более действенным «наказанием», чем штрафы и вычеты.

Иногда HR-ры сталкиваются с тем, что руководители «саботируют» правила, «жалея» своих сотрудников и организовывая для них «обходные пути». В этом случае эффект любых правил сводится к нулю, считают в компании. Поэтому при внедрении корпоративных правил здесь важна адаптация к ним не только рядовых сотрудников, но и руководителей направлений, бизнесов.

GMP несовместимо с «творчеством»

Система корпоративных правил ОАО «Валента Фармацевтика» состоит из двух частей, рассказывает директор по персоналу Екатерина Крылова. Первая — это официальные документы: правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор, должностная инструкция, правила работы с корпоративными ресурсами (почта, Интернет, портал, социальные сети). Эти документы согласованы с юристами и написаны «казенным языком», точно следуя букве закона.

Правила приема и увольнения работников, режим рабочего времени, условия выплаты зарплаты, должностные обязанности, подчиненность, субординация, взаимосвязи бизнес-процессов — все это требует жестких регламентов. Ко второй части корпоративных правил относится кодекс корпоративной этики, памятка новичку. «В таких документах, — комментирует Екатерина, — можно прописать и длину юбки, и цвет галстука, сделать пометки о правилах поведения на кухне, о хранении продуктов в общественном холодильнике.

В ОАО «Валента Фармацевтика» нет особых требований к стилю одежды сотрудников офиса и полевых сил. Но такие неформальные документы мы планируем разработать для сотрудников ОАО «Валента Фарм».

По словам HR-директора, при составлении любых корпоративных документов надо учитывать особенности бизнеса того или иного коллектива. Для работников производства, организованного в соответствии с европейскими стандартами GMP, и обслуживающего производство персонала мало места для творчества.

Требуется неукоснительное соблюдение требований внутренних нормативных документов, производственных инструкций. Несоблюдение требований может привести к появлению продукции несоответствующего качества. «У нас приняты открытые демократичные отношения между сотрудниками и менеджментом. Нет вопросов, проблем, которые замалчиваются. Это создает особую атмосферу доверия внутри коллектива, не позволяет накапливаться стрессу, обидам. Если сотрудник нарушает правила и стандарты, вряд ли он сделает хорошую карьеру в компании. Многие пути будут для него закрыты, ограничен рост вознаграждения и размер премии, который в нашей компании зависит в том числе и от индивидуальной эффективности. Уход таких сотрудников — вопрос времени. В остальном мы следуем принципу: в компании работают люди, и у них есть право на ошибку. У нас много молодых сотрудников, требующих поддержки менеджеров для адаптации к жизни на предприятии. Безусловно, это «право на ошибку» не касается фармпроизводства или тех ситуаций, когда непрофессиональное поведение, некорректно переданная информация могут повлиять на жизнь и здоровье людей. В таких случаях будут действовать дисциплинарные взыскания в соответствии с российским законодательством. К счастью, пока у нас не было такого опыта».

Следуя глобальным и локальным кодексам

«Многие аспекты деятельности компании «АстраЗенека» и ее сотрудников регулируются глобальным Кодексом поведения, а также глобальными и локальными политиками, — рассказывает и.о. директора по персоналу «АстраЗенека Россия» Алина Манцева. — Кодекс поведения «АстраЗенека» содержит положения, направленные на предотвращение взяточничества и коррупции, а также конфликта интересов. А наши глобальные и локальные политики подробно описывают правила взаимодействия сотрудников с клиентами и партнерами — специалистами здравоохранения, государственными служащими. Каждый сотрудник обязательно проходит тренинг по Кодексу поведения ежегодно, что помогает усиливать и поддерживать единую культуру этики и ответственность во всех подразделениях «АстраЗенека».

Политики компании регламентируют вопросы информационной безопасности, использования рабочего  времени, дресс-кода. Сотрудники придерживаются бизнес-стиля в одежде, что является частью корпоративной культуры компании. Всю информацию о корпоративных правилах люди получают в рамках вводного тренинга, а также в «пакетах новичка». Это помогает сориентироваться в компании, понять стиль работы и принципы взаимодействия как внутри, так и вне компании.

«У сотрудников бывает много идей по улучшениям или изменениям какихлибо процессов или правил. Каждая новая конструктивная идея приветствуется, рассматривается и при необходимости реализуется, — отмечает Алина. — Если кто-то из сотрудников нарушает корпоративные принципы, приходится принимать меры. В зависимости от нарушения, это может быть беседа с линейным менеджером или представителем HR, дисциплинарное взыскание. Более серьезные инциденты, которые нарушают этические принципы, могут привести и к увольнению».

О здравом смысле

«Дисциплина — важный аспект управления людьми и организацией в целом. Но, разрабатывая правила, следует помнить о здравом смысле, — отмечает HR-менеджер холдинга «Империя Кадров» Олеся Орлова. — Сотрудники принимают нормативы корпоративной культуры, когда они обоснованы и понятны. Например, ограничения в разговорах по телефону по личным вопросам в офисе, регламентированные перерывы на отдых, дресс-код, система премирования и депремирования (за опоздания, невыполнение стандартов работы). Однако встречаются корпоративные правила, введение которых не поддается никакой логике. Вот несколько примеров из собранной мной коллекции «нелепостей»: 

• строгий запрет на бороду — можно  носить только усы;

• требование надевать очки при использовании степлера;

• требование сообщать работодателю личный пароль и логин входа в социальные сети, которыми пользуется сотрудник;

• запрет на ношение в карманах любых предметов, по форме напоминающих мобильные телефоны.

Такие правила абсурдны. Кто-то отнесется к ним с иронией, а для кого-то это послужит причиной смены работы». Еще один важный момент, который следует учитывать при разработке правил, — излишняя зарегулированность корпоративной жизни, сковывающая инициативу и творчество. Жизнь коллектива, контролируемая руководством сверх всякой меры, в мельчайших деталях, для многих оказывается неприемлемой.

«Те, кому такой режим не по душе, выходят на рынок труда в поисках компаний, где больше свободы, — говорит Олеся Орлова. — Сотрудники, привыкающие работать в слишком зарегулированной среде, отличаются тем, что не готовы самостоятельно решать серьезные вопросы и брать на себя ответственность. Если они выходят на рынок труда, то «тяжело» и долго ищут работу. И в итоге находят компании, где принят такой же стиль руководства и организации труда».

Елена Григорьева

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2015
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство