ФАРМПЕРСОНАЛ
Регистрация | Вход
«Галдерма»: карт-бланш для профессионалов
STADA PharmDevelopment: в команде единомышленников
Приглашает «ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС»!
 

Рынок труда

30.10.2013

Вузы и корпорации: вместе по пути инноваций

Спор между высшей школой и бизнесом о качестве подготовки специалистов ведется давно. Промышленность считает, что университеты не способны удовлетворить ее запросы как по подготовке кадров, так и в области R&D. Вузы обеспокоены тем, что их научные разработки не востребованы, корпорации руководствуются сиюминутными выгодами сотрудничества и не заглядывают в будущее.

Перечисленные проблемы обсуждались на «круглом столе»: «Корпорации и университеты. Лучшие практики взаимодействия в сфере подготовки специалистов по инновациям и R&D», организованном в рамках расширенного совместного заседания Комитета по развитию инновационной экономики и Комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров России совместно с НП «Совет глав ассоциаций и лидеров инновационного бизнеса» и НП «Клуб директоров по науке и инновациям». Как оказалось, не все так плохо. Существует немало примеров успешного взаимодействия университетов и компаний.

Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Алексей Каспржак озвучил первую проблему, мешающую развитию сотрудничества между вузами и бизнесом. По его словам, крупные российские компании сегодня нацелены на сиюминутную прибыль, поэтому вкладывают средства в основном в реализацию текущих бизнес-задач.

Инвестировать в научные разработки с отложенным эффектом они не готовы. Причина: неуверенность в устойчивости экономической ситуации. Вместе с тем совершенно по-другому строят работу с университетами западные компании. Алексей Каспржак признался, что был удивлен оптимистичным настроем западных коллег в начале кризиса 2008 г. Они говорили: «Кризис — отличное время для развития и исследований!» Нашему бизнесу не хватает такого настроя, уверен эксперт. Проректор по стратегическому развитию Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Николай Тойвонен уверен, что наиболее эффективный метод сближения бизнеса, науки и высшей школы и, как следствие, рождение новых НИОКР — создание кластеров, технопарков и бизнес-икубаторов на базе вуза: «Многим ведущим в своих отраслях вузам, обладающим современной научно-технической базой, профессиональными кадрами и имеющим опыт международного сотрудничества, не хватает внимания со стороны российских компаний. Реальных заказов от российской индустрии мало, отсюда и малое число успешных НИОКР. Если инновации не покупают здесь, специалисты, готовые к работе в R&D, все чаще смотрят на Запад, а вузы активно сотрудничают с иностранными компаниями». 

Директор по развитию и разработке продуктов ОАО «ОМЗ» Иван Шахиджанов, продолжая тему сотрудничества вузов и бизнеса на базе инкубаторов, отметил, что НИОКР — это не только изобретения, но и коммерциализация идей: «Критически важно кросс-функциональное взаимодействие маркетологов, инженеров и сотрудников отдела продаж. Именно этого умения — коммерциализировать идеи — не хватает вузовским разработчикам ».

Спикер также отметил, что студентам, которые могли бы сегодня активно двигать вузовскую науку в сторону сотрудничества с бизнесом, остро не хватает знания иностранных языков, умения работать в команде, привычки к открытым коммуникациям. Необходимо учить будущих разработчиков и инженеров смело дискутировать и отстаивать свою позицию в диалоге с инвесторами, руководителями, чиновниками.

Директор центра исследований сферы инноваций ИМИ НИУ ВШЭ Станислав Розмирович привел результаты исследования на тему: «Как надо готовить менеджеров, которые отвечают за инновационное развитие крупных корпораций». «В России идет активное создание R&D-центров в крупных корпорациях и одновременно создается новый класс менеджмента: появляется новый «профиль » — менеджер R&D. Начиная исследование, мы собирались описать функционал этих менеджеров, затем на базе получившегося портрета подготовить методические рекомендации, как обучать таких специалистов.

В исследовании принимали участие руководители R&D-подразделений 46 компаний, среди которых как государственные, так и крупные и среднекрупные частные компании, показавшие высокую инновационную активность. Как показали результаты исследования, свыше 90% опрошенных руководителей R&D-направления имеют техническое, естественно-научное или инженерное образование. При этом большинство опрошенных уверены, что  для работы в R&D-подразделении достаточно хорошего технического или естественно-научного образования (в зависимости от области исследований). Экономические компетенции можно «добрать» в процессе работы. Так ответили 60% опрошенных. Еще около 36% полагают, что для работы в R&D необходимо сочетание двух высших образований: технического (или естественно-научного) и экономического. Большинство респондентов получили экономическое образование либо в авторитетном вузе, пройдя программу второго высшего образования, либо окончив курс МВА.

Часть опрошенных отметили Президентскую программу переподготовки управленческих кадров. Еще 12% в качестве источника дополнительного экономического образования назвали корпоративные учебные центры и краткосрочные курсы. Интересно, что более 50% опрошенных посчитали достаточной для своих подчиненных, занятых в R&D, подготовку в корпоративных университетах и на краткосрочных курсах без отрыва от производства. И только 23% готовы стимулировать своих сотрудников на получение дополнительного образования в системе высшего образования». Если руководство компаний потихоньку начинает понимать важность изменений и налаживания сотрудничества с вузами, то большинство вузов настроены консервативно и не готовы меняться быстро и глобально. Впрочем, ведущие в отрасли университеты уже сегодня готовы брать на себя организационные роли в области работы с инновациями, развивать предпринимательскую среду вокруг себя.

Эксперты сошлись во мнении, что качество менеджмента R&D в управлении университетов пока хромает. Нельзя сказать, что Россия не готова к тому, чтобы делать разработки на мировом уровне. Уникальные продукты создаются в различных отраслях, в т.ч. фармацевтической и биотехнологической. Но это пока единичные случаи. Для того чтобы инновационных разработок было больше, необходимо развивать и перестраивать образование, провести глубокий анализ того, какими навыками не обладают современный студент и аспирант и чему их необходимо обучить. Участники «круглого стола» сошлись во мнении: качественная подготовка современных специалистов без вовлечения их в исследования уже с 1—2 курса невозможна. Теория студентам мало интересна. В университетах должны появляться ключевые лидеры отрасли, не только отечественные, но и приглашенные из-за рубежа, имеющие опыт работы в области R&D и вовлекающие в разработки студентов, преподавателей, известных специалистов. Вокруг таких людей формируются практики, зарождается диалог с индустрией.

Елена Григорьева, фото Оксаны Добровольской

Комментарии Facebook
Каталог работодателей
>
О проекте
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта — ссылка обязательна.
© pharmpersonal.ru, 2011–2014
Начинайте вводить название города, затем выберите необходимый вам город из выпадающего списка.
Город:
Выбрать другой город...
Логин (EMail):
Пароль:
Забыли пароль?
Внимание! Размещать вакансии или резюме, откликаться на вакансии и многое другое могут только зарегистрированные пользователи сайта. Если Вы уже зарегистрированы, то зайдите на сайт под своим логином и паролем.
Если нет, то зарегистрируйтесь прямо сейчас - это не займет много времени:
Шаг 1
Соискатель вакансий Прямой работодатель Кадровое агентство