Участники фармрынка стали проявлять меньшую мобильность на рынке труда, чем в предыдущие годы. Отклик сотрудников фармацевтических компаний на звонки хедхантеров снизился. Такую тенденцию отметил Максим Бернадский, руководитель направления «Фармацевтика Executive Search» компании Flex, выступая на встрече HR-специалистов фармбизнеса «Рецепты успеха», проведенной компанией «ЭКОПСИ Консалтинг».
«По нашим наблюдениям, уровень «тревожности» сотрудников о своем будущем вырос. Они стали меньше реагировать на предложения рекрутеров о смене работы, предпочитая пережидать в своей компании времена неопределенности», - сказал эксперт.
По данным исследования Flex, количество вакансий на фармрынке за первое полугодие 2014 года выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Фармрынок труда продолжает активный рост, несмотря на замедление темпов роста продаж в фарминдустрии. По динамике роста спроса на персонал фармацевтика уступает лишь сфере «Фитнес, салоны красоты» (101%).
Максим Бернадский обратил внимание на увеличение спроса на таких специалистов, как менеджер по доступу препаратов на рынок, менеджер по эффективности продаж, менеджер по развитию бизнеса, менеджер по трейд-маркетингу, менеджер по цифровому маркетингу.
Вероника Луцкина, партнер «ЭКОПСИ Консалтинг», представила на встрече результаты исследования бренда работодателя фармацевтических компаний, проведенного в 2014 г.
Как отметила спикер, HR-бренд определяют факторы, относящиеся к имиджу компании, условиям труда, перспективам развития, корпоративной культуре. По результатам опроса сотрудников фармкомпаний, среди критериев выбора компании-работодателя первые два достаточно типичны и для других секторов бизнеса. Это уровень зарплаты (91,4%) и стабильность компании (90%).
Для фармперсонала возможности профессионального развития (третье место – 88,1%) существенно более значимый критерий, чем скорость карьерного роста (33,3%), что отличает рынок фармкомпаний от многих других секторов бизнеса, в том числе FMCG компаний. Характерным критерием выбора работодателя для фармрынка является качество и уникальность продуктов компании. В целом по выборке этот фактор занимает четвертое место (79,3%), при этом видна существенная разница между представителями разных функций: для sales force значимость этого фактора существенно выше (85,8%), чем для маркетологов (70,5%). Для сотрудников поддерживающих подразделений данный критерий не является определяющим (42,5%).
Почему важно знать приоритеты разных групп сотрудников в оценке HR-бренда компании? Чтобы сформировать адресное ценностное предложение - суть ключевых преимуществ, привлекательных для целевой аудитории, которые позитивно выделяют компанию на рынке труда.
Своими размышлениями о ключевых компетенциях сотрудников фармкомпаний на современном этапе развития фармрынка поделились Александр Соколов, региональный директор компании GSK, и Сергей Умнов, партнер «ЭКОПСИ Консалтинг». Профиль успеха сегодня, по мнению спикеров, определяют такие качества, как нелинейность подхода к проблеме, финансово-аналитическое мышление, умение быть эффективным в условиях постоянных изменений.
Участники встречи смогли поучаствовать и в бинарной социодраме «Визит медицинского представителя в аптеку». С помощью этого инструмента можно решать проблемы, связанные с эффективностью работы медпредставителя. В этом убедились HR-специалисты и менеджеры компаний, побывав в ролях медпредставителей и работников аптек.
На фото: Сергей Умнов (справа) и Александр Соколов
Наталья Маскина
Фармперсонал