Компании всё меньше внимания уделяют перекупке опытных специалистов, смещая приоритеты в сторону развития и удержания собственных сотрудников. По результатам седьмого ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом PwCSaratoga 2013, инвестиции в обучение и развитие персонала выросли почти на 30% в расчете на одного сотрудника (с 7, 2 тыс. рублей до 9, 9 тыс. рублей), а охват обучением продемонстрировал рост с 47% до 64%. При этом работодатели стали отдавать большее предпочтение обучающим программам внешних провайдеров по сравнению с обучением собственными силами.
Как отмечают авторы исследования, рост инвестиций в области обучения и развития отражает долгосрочный подход компаний к управлению человеческим капиталом. Работодатели осознают, что краткосрочные меры – агрессивный рост зарплат и покупка кандидатов на рынке труда – исчерпывают себя.
Параллельно с инвестициями в талантливых сотрудников, компании продолжают процессы оптимизации численности персонала: по результатам исследования, был отмечен рост коэффициента увольнений по инициативе работодателя (с 3,9% до 5,3% от общей численности персонала организации, без учета влияния увольнений за нарушение трудовой дисциплины).
В то же время коэффициент подбора персонала снизился на 3 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом (с 16,2% до 19,4%).
В свою очередь, сотрудники менее активно рассматривают возможность смены работодателя – об этом может говорить снижение коэффициента увольнений по инициативе работника (с 16,3% до 12,8%).
Как отмечает партнер практики по оказанию консультационных услуг в области управления персоналом, PwC в России Руксандра Стоиан, эта тенденция связана с несколькими факторами: «Наблюдается снижение спроса со стороны работодателей, поскольку компании оптимизируют численность, и это затрудняет поиски нового рабочего места. Кроме того, в условиях роста конкуренции на рынке труда компании начинают активно инвестировать средства в развитие собственных сотрудников, привлекая меньше персонала извне. Ну и наконец, сами сотрудники в условиях сложной рыночной ситуации более осторожно принимают решения о переходе на новую работу».
В процессе оптимизации компании стремятся повышать эффективность в управлении затратами на вознаграждении персонала, уделяя более пристальное внимание не только уровню вовлеченности и мотивации сотрудников, но и показателям отдачи от этих затрат.
При этом, согласно результатам исследования, сам уровень отдачи от затрат в персонал снижается. На каждый рубль, инвестированный в сотрудника в виде вознаграждения, компании получили в среднем 1,92 рубля (в предыдущем году – 2,55 рубля). Это происходит в том числе из-за опережающего роста общих затрат по сравнению с выручкой.
В данной ситуации компании сохраняют прежнюю структуру вознаграждений и льгот; в частности, продолжают поддерживать культуру вознаграждения за результат (как и в прошлом году, 19% выплат являются переменными, из них 16,3% приходится на вознаграждение за высокую результативность).
При этом компании проявляют осторожность в отношении увеличения размера зарплаты (темп прироста составил 7,9% против 10% в предыдущем году).
ФП