• 70
  • 1
  • 1
  • 17
  • 28
  • 4

Знай себе цену

08.01.2018

Один из главных вопросов, с которым сталкивается любой специалист, выходящий на рынок труда, — как правильно оценить себя. Ошибки в «ценообразовании» на начальном этапе трудоустройства могут обернуться долгими поисками работы и затруднительными ситуациями на собеседовании. Цена вопроса — адекватный заработок на новом месте и шанс попасть именно к «своему» работодателю.

Ожидаемый уровень зарплаты сегодня принято указывать в резюме. О своих зарплатных ожиданиях не пишут лишь кандидаты на топовые позиции — это предмет переговоров на встрече с работодателем. Остальным соискателям рекрутеры советуют обозначать в VS желаемый оклад. По статистике HeadHunter, если этого не делать, число приглашений снижается. Работодатель в первую очередь приглашает на собеседование тех, чье резюме дает исчерпывающую информацию — как о профессиональном уровне, так и о зарплатных ожиданиях.

Точка входа

Резюме — это инструмент поиска работы. Указание в нем уровня желаемой зарплаты следует рассматривать как сигнал: обратите на меня внимание. Это определенная точка «входа» в переговоры с работодателем, считает партнер кадровой компании «Селектум» Наталья Сверлик.

«Обычно кандидаты указывают в резюме размер среднерыночной зарплаты, — говорит эксперт. — Если цифра окажется ниже — есть риск, что вас недооценят и не пригласят на собеседование. Но и указание более высокой, чем в среднем по рынку, зарплаты чревато рисками. Завышенные зарплатные ожидания могут негативно повлиять на интерес рекрутера. Следует также помнить: если вас пригласят на собеседование, придется аргументированно объяснять, почему претендуете на такой уровень оклада. Выясняя зоны роста, рекрутер или HR-менеджер может уточнить  уровень ваших ожиданий — какая зарплата приемлема для перехода. При этом он может задать вопрос о планке зарплаты на последнем месте работы».

По мнению генерального директора рекрутинговой компании «Яппи Глобал» Алексея Карпова, указывать ожидаемую зарплату в резюме имеет смысл, если кандидат остается работать в своем направлении и только меняет работодателя. «Поскольку основная задача кандидата — выйти на определенное количество собеседований, в резюме должна присутствовать только та информация, которая поможет получить приглашение. Есть мнение, что высокая зарплата в резюме может отпугнуть нерешительного HR-менеджера от разговора с кандидатом, — говорит эксперт. — Что же касается собеседования, то озвучивать свои ожидания относительно дохода нужно обязательно. Если работодатель подтверждает свои намерения предложением о найме, кандидат должен уметь аргументированно презентовать потребность в справедливой оценке своего труда».

Сколько вы стоите

Уровень зарплаты специалиста может варьироваться в большом диапазоне. Например, вилка оклада менеджера по продажам на фармрынке — от 70 тыс. до 110 тыс. руб., специалиста по ключевым клиентам — от 100 тыс. до 180 тыс. руб. в зависимости от сложности задачи территории ответственности. Как правильно оценить себя на рынке труда?

«Какой-то единой методологии нет. Опытные кандидаты мониторят работные сайты, соцсети, ищут информацию по зарплатам из открытых источников и соотносят ее со своими данными, —делится Наталья Сверлик. — Стоимость сотрудника определяют несколько критериев — образование, опыт, регион, где он работает. Зарплаты специалистов из регионов ниже, чем в Москве. Кроме того, эти сотрудники более стабильны. Поэтому работодатели часто делают выбор в пользу региональных кадров, особенно, если компания ограничена в бюджетах по зарплате, но снижать требования по опыту не готова. Вопрос «ценообразования» при трудоустройстве очень индивидуален, каждый случай определяют множество факторов. Важно оценить себя комплексно с учетом многих параметров».

По словам Алексея Карпова, разница в окладной части между тем, сколько получает, например, медпредставитель без опыта и с опытом, обычно составляет шаг в 10—15 тыс. руб. Что касается премиальной части, то здесь все оценивается индивидуально и зависит больше от территории и врачебной группы, с которой будет работать нанятый сотрудник. При поиске медицинского советника научная степень кандидата увеличивает предложение по совокупному доходу в среднем на 20% от общепринятого уровня.

«Бывает, «птица высокого полета» с обширными связями во врачебном сообществе на собеседовании получает предложение, которое в два раза увеличивает сумму дохода, указанную в резюме, — отмечает эксперт. — Английский язык важен для кандидатов на вакансии в сфере клинических исследований и market access. Но говорить, что за язык доплачивают отдельно, я бы не стал. Это касается и дополнительного образования, например степени MBA».

На весах спроса

Одним из основных факторов, влияющих на размер зарплаты, является соотношение спроса и предложения. Чем больше работодатель нуждается в специалисте требуемой квалификации, тем более высокий уровень дохода будет ему предложен. Если кандидатов достаточно на рынке, компания постарается остановить свой выбор на специалисте с более низкими зарплатными ожиданиями.

«Диктовать свои условия могут по-прежнему медицинские советники, market access, мониторы клинических исследований, специалисты производства, — утверждает Алексей Карпов. — В условиях стагнации экономики на рынке много опытных работников, конкуренция среди кандидатов высокая. На переговорах работодатели в основном обращают внимание на уровень дохода в предыдущей компании. Очевидно, что кандидат всегда желает получать больше или ту же сумму, что ранее. Вместе с тем в каждой фармкомпании установлена определенная вилка окладной и премиальной частей зарплаты. В нынешних экономических реалиях работодатель зачастую предлагает понижение оклада в пользу большого процента с продаж. В дальнейшем уровень зарплаты зависит напрямую от KPI, установленных компанией. Многие работодатели сегодня не проводят перерасчет зарплаты, а в некоторых фармкомпаниях оклады не индексировались за последние два-три года».

* * *

Знать свою стоимость на рынке труда необходимо не только тем, кто решил сменить работу, но и в целом для понимания ситуации, адекватно ли оценивает ваш труд нынешний работодатель. Возможно, ваши коллеги на аналогичных позициях с такими же компетенциями зарабатывают гораздо больше просто потому, что мониторят рынок и знают себе цену.

Наталья Маскина

«Фармацевтический вестник» № 41 (912) 12 декабря 2017 г.

Новости