• 27
  • 13
  • 1
  • 102
  • 1

Живой тренинг: уходящая натура

16.04.2018

Волна сокращений, прокатившаяся по отделам продаж фармкомпаний в 2014—2015 гг., затронула и отделы обучения. Логика проста: меньше обучаемых — меньше и тренеров. Но это далеко не главный фактор, влияющий на подходы компаний к формированию штата T&D. Что стоит за оптимизацией тренерских команд? Как изменились требования к тренерам?

Если в 2010 г. российский фармрынок был для многих международных производителей ЛС в числе приоритетных направлений развития бизнеса, то сегодня в силу ряда обстоятельств ценность этого рынка в их глазах снижается. Фармкомпании обращают свои взоры на более динамичные рынки и пересматривают стратегию развития в России. Следствие этого процесса — оптимизация штата медицинских представителей и… тренеров, поскольку именно field force — основная аудитория корпоративного обучения.

Цифровые цикловые

Еще одна причина сокращения тренерского состава — давление дистанционного формата. Компании все больше используют различные формы e-learning — от простейших электронных курсов до так называемых серьезных игр. А некоторые и вовсе посягают на самое святое, переводя в электронный формат цикловые конференции. Такой опыт уже есть у AstraZeneca. На подобный эксперимент пошли и в Teva.

Проведение цикловой конференции в цифровом формате позволяет минимизировать расходы и вовлечь персонал в обучающие активности, отмечает бизнес-партнер подразделения рецептурных препаратов по обучению и развитию Teva Ирина Сафонова. «В 2017 г. мы впервые провели первую цифровую цикловую конференцию для более чем тысячи сотрудников, — рассказала она, — и за четыре рабочих дня обеспечили 1 тыс. подключений с симуляцией, деловыми играми, презентациями и обратной связью».

Примечательно, что затраты на цифровую цикловую составили всего 7% от бюджета обычного выездного мероприятия. А это значит, что в новой реальности компаниям больше не нужно выискивать средства, чтобы организовать обучающие конференции, арендовать дорогостоящие площадки и долго согласовывать бюджеты. Современные технологии позволяют воплощать передовые HR-решения с большей эффективностью и без лишних затрат, уверены в Teva.

По простому варианту

По некоторым оценкам, на российском фармрынке соотношение «живых» и «электронных» тренингов в структуре корпоративного обучения составляет примерно 70 на 30%. Однако эти цифры отличаются от общемирового тренда.

«В мире еще в начале 2015 г. доля e-learning в обучении сотрудников сравнялась с долей очного обучения, составив пропорцию 50 на 50%. И Россия в этом плане пока отстает», — отмечает партнер «БК Тренинг» Елена Климантова. При этом она обращает внимание на то, что во многих компаниях цифровизация обучения пошла по простейшему варианту, когда раздаточный материал курса просто переводится в электронный вид. А такое электронное обучение малоэффективно, так как обучением по сути не является, зато отлично дискредитирует саму идею дистанционного формата, считает эксперт.

«Современные дистанционные курсы имеют четыре уровня сложности, — говорит Елена Климантова. — Серьезный эффект от электронного обучения можно ожидать, если курс приближен хотя бы к третьему уровню, является неким интер­активным мультимедийным курсом с симуляциями и тренажерами, который в игровой форме помогает сотруднику отточить навыки. Но подобных курсов в фармкомпаниях пока мало, так как считается, что создавать их с помощью провайдеров долго и дорого (что не всегда так), а делать собственными силами трудно. Когда на рынке появились инструменты для создания электронных тренингов, многие фармкомпании их купили. Однако применяют на практике далеко не все, хорошо, если одна-две компании из десяти. Но процесс пошел, и в тренерских отделах появляются профессионалы, способные создать актуальный электронный курс».

Старый новый тренд

Подходы компаний к организации обучения персонала претерпевали изменения в зависимости от изменений бизнес-среды и по мере развития технического прогресса. Поначалу T&D отделы были небольшими — корпоративное обучение (очные тренинги) проводилось в основном с привлечением внешних сил. Но внутренние тренеры довольно быстро переняли опыт провайдеров, штаты отделов обучения увеличились, компании стали справляться с задачами в области T&D собственными силами.

Примерно с 2014 г. доля очного обучения стала снижаться, уступая место формату e-learning. Сейчас мы наблюдаем возвращение тенденции, характерной для начала 90-х. Наращивая объемы электронного обучения, компании идут тем же путем: сначала создают курсы при помощи провайдеров, с тем чтобы в будущем своими силами обеспечивать этот формат. Тренд привлечения профи в области digital-технологий в функции обучения и развития уже налицо.

Какими навыками должен обладать специалист по обучению, чтобы создавать новую цифровую реальность корпоративного обучения?

«В идеале такой специлист должен быть и тренером, и айтишником, и маркетологом, и digital-специалистом, и далее по пунктам… Реально? Вполне! Но это тернистый путь», — предупреждает Елена Климантова.

Тем не менее двигаться вперед придется именно по этому пути: совмещения двух ролей — тренера и IT-специалиста в одном лице. Успешные примеры такого симбиоза в практике фарминдустрии уже имеются.

Наталья Маскина

«Фармацевтический вестник» Апрель, 2018 №13

Новости