• 70
  • 1
  • 3
  • 17
  • 5
  • 12
  • 28
  • 4
  • 7
  • 5
  • 5

За себя и за «того парня»

06.12.2017

Появление аптек-дискаунтеров вкупе с другими факторами — прежде всего нехваткой квалифицированных кадров — приводит к ситуациям, когда фармацевту приходится работать за двоих: за себя и за коллегу из соседней аптеки, где консультировать покупателей не принято. Явление, о котором пишет читатель, увы, сегодня не редкость в аптечной практике.


«В нашем городе мы единственная производственная аптека, работаем с 1986 г. И много сетевых аптечных киосков, именующих себя аптеками, — пишет финансовый директор ОАО «Виола» Галина Копытина. — До недавнего времени сетевики находились на некотором расстоянии от нас, а сейчас в двух стоящих рядом жилых домах аж три аптеки! Поскольку со специалистами в фарминдустрии сейчас туго, то в сетевых аптеках в основном работают медработники, прошедшие кратковременный курс обучения для фармацевтов (только ради «корочек»). Соответственно, фармзнания у них на бытовом уровне, и дать покупателям профессиональную консультацию по лекарственным препаратам они не могут. Цены на препараты у них немного ниже, чем у нас, поскольку они сетевики. Покупатели стали вести себя следующим образом: приходят к нам — консультируются у наших специалистов, а за препаратами идут в сетевые аптеки. Как нам юридически «обезопасить» себя от таких покупателей? Наши специалисты тратят свое рабочее время на консультации, заставляют ожидать других посетителей, а в результате ничего за это не получают!»


Мы попросили прокомментировать ситуацию члена Совета союза «Национальная фармацевтическая палата» Марию Литвинову:

— Мы сталкиваемся с подобными фактами давно. Особенно распространена такая практика в регионах, где активно развиваются аптечные сети. Только сетевые структуры могут себе позволить развивать формат дискаунтеров, которые работают по низким ценам (хотя и на довольно ограниченный
ассортимент товаров) и рассчитывают на их большую оборачиваемость, в том числе за счет оперативности обслуживания покупателей. Экономят в таких аптеках и на персонале. Время — деньги, надо быстрее продать товар, и здесь уже не до диалога с покупателем. В итоге потребитель, купив препарат, но не
получив должного обслуживания — фармконсультирования, идет в другую аптеку, где данную услугу ему могут оказать.

Однако здесь следует уточнить, что независимо от формы аптечной организации она обязана выполнять нормативные требования, прописанные в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности и Правилах надлежащей аптечной практики. Одной из основных функций фармработников (в соответствии с п.15 НАП) является предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование. 

А в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности установлены требования к квалификации работников.

Более того, благодаря усилиям, предпринятым Союзом «Национальная фармацевтическая палата», удалось добиться ужесточения требований к образованию, стажу и другим квалификационным характеристикам фармработников, а также мерам ответственности за их нарушение.
Соответствующие поправки вошли в постановление Правительства РФ и вступили в силу с июля этого года. 

Продажа лекарственных препаратов работниками аптек, не имеющими фармацевтического образования, будет квалифицироваться как грубое нарушение. При этом аптеке грозит административный штраф или приостановление действия лицензии сроком до 90 дней. 

Вопрос теперь в том, насколько реально проверить выполнение этих требований. И здесь НФП рассчитывает на союзников в лице добросовестных предпринимателей и профессиональных сообществ, которые могли бы помочь контрольно-надзорным органам и организовать общественный мониторинг.

Еще одна проблема: нередки случаи, когда за первым столом работают сотрудники с липовыми документами об образовании, просто не способные дать квалифицированную консультацию. Появились учреждения, которые в ускоренном порядке готовят фармацевтов, выдавая им сертификаты государственного образца. Работодатели могут не знать о том, что документы липовые, но даже зная, все равно берут таких людей на работу. И все потому, что квалифицированных кадров не хватает. Конкуренция за специалистов между аптеками высокая. В итоге сложилась ситуация, когда главное для работодателя (если он не представитель профессии) — «корочки». Уровень профессиональных знаний сотрудника такому управленцу порой малоинтересен, особенно если формат аптеки диктует жесткую экономию.

Так можно ли аптеке обезопасить себя от наплыва чужих покупателей? Думаю, нет. Мы не можем делить покупателей на своих и чужих — они все нуждаются в квалифицированной фармацевтической помощи! И по закону, и чисто по-человечески. 

Вообще, поднятый автором письма вопрос затрагивает целый комплекс проблем. Для их решения нужно вновь вернуться к обсуждению сути и нравственно-этических аспектов профессии фармработника. Если этого не делать, аптека превратится в магазин. 

Наталья Маскина

"Фармперсонал"

Новости