• 16
  • 16
  • 12
  • 4
  • 1

Влекущая сила

23.11.2018

Фармацевтика и медицина — одни из лидеров по показателям вовлеченности

Руководство любой компании заинтересовано в том, чтобы повысить производительность своих сотрудников. В поисках решения этой задачи было доказано отсутствие корреляции между удовлетворенностью сотрудника и результатами его работы, что стало предпосылкой к появлению такого понятия, как «вовлеченность».

Горящие глаза

Исследования, основным объектом изучения которых стала вовлеченность персонала, начали появляться в начале 90-х гг., но понятие это до сих пор не имеет единого определения. В целом можно сказать, что вовлеченность — это отношение сотрудника к компании как к собственному бизнесу; вовлеченный сотрудник чувствует необходимость внести собственный вклад в развитие и процветание своей организации и прикладывает для этого максимум усилий. Пресловутая фраза руководителей «горящие глаза» — как раз про вовлеченного сотрудника.

И все-таки главный вопрос любого руководителя: а влияет ли вовлеченность на результаты труда? По данным исследований вовлеченности персонала в российских компаниях, проведенных «Экопси Консалтинг», средний показатель вовлеченности в наиболее эффективных по производительности труда компаниях в 1,56 раза выше, чем в наименее эффективных, корреляция индекса вовлеченности и производительности труда в натуральном выражении составляет 0,82.

За последние три года в рамках рейтинга работодателей России опросник вовлеченности заполнили 22 компании, работающие в сфере здравоохранения. Среди них 15 фармацевтических компаний, 8 медицинских клиник, 4 аптечные сети. По итогам прошлого года фармацевтика и медицина входят в пятерку лидеров по показателям вовлеченности в общем рейтинге.

В сфере фармацевтики и медицины в последние годы наблюдается положительная динамика вовлеченности. Если в 2015 г. средний показатель по отрасли был равен 71%, то к 2017 г. он вырос до 83%.

Во-первых, это связано с повышением интереса фармацевтических компаний к теме вовлеченности в целом — помимо ставших уже традиционными замеров «внутренней температуры» компаний они действительно нацелены на реальные мероприятия для повышения вовлеченности: обучение, развитие лидерских навыков у персонала; повышенное внимание уделяется и ценностям компаний, корпоративной культуре.

Во-вторых, приход в фармацевтические компании менеджеров и специалистов из FMCG-отрасли задал дополнительную активность и динамику жизни внутри компаний в целом, что могло повлиять и на вовлеченность.

Совет да любовь

Если для основной части российских компаний главным драйвером вовлеченности являются благоприятные взаимоотношения с коллегами, то в фармацевтических компаниях и аптечных сетях первую строчку по уровню удовлетворенности занимает индикатор «Цели и стратегия». Получается, что именно наличие понятной и успешной стратегии, понимание и принятие ее важно для сотрудников данной отрасли в первую очередь.

В фарме и в медицине сотрудники чаще демонстрируют приверженность ценностям компании, для них ценности оказываются даже важнее всех других показателей. В аптечных сетях, напротив, удовлетворенность ценностями компании опускается ниже многих других индикаторов.

Сотрудники аптек чаще других отмечают открытые возможности для карьерного роста, благоприятную атмосферу и хорошие бизнес-процессы. В то же время они демонстрируют меньшую удовлетворенность условиями труда и меньшую степень доверия топ-менеджменту.

Формирование корпоративной культуры, в которой вовлеченность становится нормой жизни, — процесс длительный и сложный. А главное, это процесс взаимный. Чтобы получить настоящую вовлеченность, работодателю придется позаботиться о том, чтобы стать достойным уважения и любви персонала, потому как подобно любви и дружбе, вовлеченность требует взаимности: да, сотрудники вовлекаются в деятельность компании, но и компания вникает в интересы и цели своих людей. Вовлечение сотрудников — не цель и не инструмент, а скорее, система ценностей и философия управления. И задача руководителей компаний — формировать культуру соучастия как основу высокой вовлеченности сотрудников.

Полина Кушнир, Андрей Онучин

"Фармацевтический вестник" №36(949), ноябрь 2018г.

Новости