• 12
  • 16
  • 4
  • 1

Весна или просто оттепель?

27.03.2018

Отмечен рост спроса на менеджеров по продажам медоборудования

Динамика роста зарплат на рынке медицинских изделий, как и в целом в России, в последние годы замедлилась. Однако некоторое оживление в подборе персонала для медпрома, начавшееся полгода назад, — признак того, что зима проходит. Рынок труда первым реагирует на перемены в отрасли. Если потребности в кадрах растут — значит, рынок разогревается и «замороженные» зарплаты, возможно, двинутся вверх.

«Продажные» сотрудники

В 2016-м — начале 2017 г. активность работодателей на рынке медизделий была на незначительном уровне, рассказывает консультант практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании Odgers Berndtson Ирина Обухова. Иностранные производители, оказавшись в сложной ситуации, вызванной экономической нестабильностью в стране, снижением объема госзакупок для здравоохранения, преференциями для российских игроков, приостановили планы набора. В ряде компаний прошла реструктуризация и сокращение штатов. Пересматривая стратегию развития бизнеса, компании стали искать людей, которые могли бы эту стратегию эффективно реализовать. Полгода назад рекрутеры заметили, что на рынке труда началось потепление.

«Рынок начал оживать, — отмечает Ирина Обухова. — Со второй половины 2017 г. стал расти спрос на подбор топ-менеджеров, что объясняется, в частности, сменой в ряде компаний управленческих команд. Компании ищут менеджеров с более сильной экспертизой, способных гибко реагировать на вызовы бизнес-среды, применять новые технологии продаж и т.д. Востребованы не только управленцы, но и рядовые сотрудники отделов продаж. Ключевой KPI, на который ориентируются компании при подборе персонала, — это владение навыками продаж, начиная от руководителя бизнес-юнита, у которого должен быть бэкграунд с фокусом на опыт продаж, а не маркетинга, и заканчивая полевыми сотрудниками».

Вдогонку за фармой

Активного спроса на производственный персонал со стороны международных производителей медоборудования рекрутеры пока не замечают. Иностранные игроки не спешат локализовать производство в России. «Такой выраженной тенденции по локализации производства, как в фарме, мы не видим, — отмечает Ирина Обухова. — Но надо учитывать, что рынок медоборудования не так развит, как рынок лекарств. Те тенденции и процессы, которые фарма переживала лет пять назад, начинают проявляться здесь только сейчас».

По словам эксперта, фарма обгоняет медпром и по уровню зарплат — на фармрынке топ-менеджеры стоят дороже. Переход таких кадров на рынок медоборудования «искусственно» влияет на повышение планки зарплат топ-менеджмента в этом секторе. Что же касается «органической» динамики роста, то уже несколько лет среднерыночные зарплаты держатся в отрасли на прежнем уровне. В международных компаниях каждый год проводится небольшая индексация окладов, но в целом на рынке ситуация с оплатой труда не меняется. Ирина Обухова приводит пример: «Сегодня мы ищем руководителя бизнес-юнита с такой же вилкой зарплаты, какая предлагалась кандидату на такую же должность четыре года назад. Существенного повышения зарплат с тех пор не произошло.

Кому платят больше

Разница в уровне оплаты труда в продажах во многом зависит от вида продвигаемого продукта. Одно дело, когда сотрудник работает с аптечным ассортиментом — глюкометрами, тонометрами, линзами. И совсем другое — высокотехнологичная техника, например, МРТ. «Чем дороже оборудование и «длиннее» продажи, тем выше бонусы и совокупный годовой доход», — поясняет эксперт.

Могут ли конкурировать отечественные компании с западными игроками за привлечение кадров? Судя по обзору зарплат на рынке медицинского/лабораторного оборудования, подготовленному рекрутинговой компанией Hays, уровень оплаты труда в российских компаниях пока уступает условиям в западных фирмах. Впрочем, когда речь идет о привлечении сотрудников с сильной экспертизой, работодатель готов предложить вполне конкурентный компенсационный пакет.

«Если компания стремится заполучить ценного специалиста, то вынуждена его перекупать за деньги, которые компенсировали бы ему риски, связанные с переходом, — отмечает Ирина Обухова. — Рынок медоборудования консервативный и малоподвижный с точки зрения ротации кадров. Сотрудники иностранных компаний осторожничают, рассматривая предложения российских работодателей. Они привыкли к прозрачным «правилам игры», принятым в западных фирмах, им сложно адаптироваться к другим реалиям управления. В то же время тем, кому свойственен предпринимательский дух, кто хочет получить разносторонний опыт и достичь большего, такие предложения интересны. Возможностей для самореализации и карьерных вызовов в отечественных компаниях больше».

Наталья Маскина

«Фармацевтический вестник» Март, 2018 №9

 

Новости