• 5
  • 70
  • 28
  • 1
  • 7
  • 17
  • 4
  • 12
  • 5
  • 3

В поисках баланса молодости и опыта

13.11.2017

При формировании коллектива аптеки стоит учитывать возрастные особенности кандидатов. Профессионализм и стабильность опытных сотрудников в сочетании с энергетикой и стремлением к развитию молодых могут давать хороший эффект. Если, конечно, в команде выстроены правильные отношения между поколениями и учтены плюсы и минусы разных возрастных групп.

Нередко молодые руководители аптек стараются формировать коллектив из молодых специалистов, делая ставку на их активность, быструю обучаемость, готовность к изменениям и восприятию новых технологий.

Опыт и стабильность

Не секрет, что опытных (заслуженных) сотрудников часто отличает консерватизм. Имея свое, сформировавшееся за долгие годы представление о работе, они сложнее воспринимают перемены, зачастую испытывают трудности при освоении новых бизнес-процессов. В то же время они обладают несомненными преимуществами. «Опытные первостольники отличаются профессионализмом, ответственным подходом к делу, стабильностью, — отмечает руководитель отдела кадров аптечных сетей «НеоФарм» и «Столички» Олеся Халитова. — Они долго и тщательно выбирают место работы, а выбрав, работают долгие годы и приводят за собой бывших коллег. Знаю случаи, когда коллектив аптеки в полном составе переходил в другую аптечную сеть. Для старшего поколения важными факторами работы являются корпоративная культура, моральная атмосфера в коллективе, отношение руководства».

Директор по персоналу аптечной сети «Алоэ» (С.-Петербург) Светлана Смирнова тоже видит в зрелости профессионалов очевидные плюсы: «Опытные сотрудники аптек имеют внушительный бэкграунд, который позволяет легче воспринимать большие массивы информации о новых препаратах и свободно маневрировать в аналоговом лекарственном пространстве».

Амбиции и мобильность

Особенность нового поколения сотрудников аптеки — амбициозность. И это хорошо, считает Олеся Халитова. «Энергия амбиций позволяет молодым смело браться за сложные задачи, расширять зону ответственности, использовать новые приемы и методы в работе, вдохновлять коллег и добиваться поставленной цели», — поясняет она, отмечая при этом, что амбициями молодых надо умело управлять. Фармацевты востребованы на фармрынке, и риск потери сотрудника велик. В системе мотивации молодых кадров особенно важен индивидуальный подход, использование дополнительных методов стимулирования к работе.

Что мотивирует молодежь? Прежде всего карьерный рост, высокая зарплата, возможность работать в молодежном коллективе.

Как правило, выпускники приходят в аптеку, имея лишь базовые теоретические знания, которые нужно закреплять на практике. Развитие профессиональных навыков, обучение стандартам обслуживания — эти вопросы решаются во многом благодаря наставничеству.

«Для молодого специалиста важно получить поддержку со стороны более опытных коллег. Поэтому мы уделяем много внимания развитию менторства среди сотрудников, — делится Светлана Смирнова. — Молодые ориентированы на современные средства коммуникации, активно пользуются интернетом, гаджетами. Мы это учитываем. Дистанционное обучение, в т.ч. при помощи вебинаров, значительно ускоряет процесс обучения».

Легко пришли — легко ушли

Мобильность молодых первостольников часто оборачивается проблемами для работодателя. Они легко меняют место работы, причем часто предпочитают связывать дальнейшую карьеру с работой в фармкомпаниях. По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьевой, выпускники вузов приходят в аптеку за практикой или на подработку, но покидают ее при первой возможности: «Еще со студенческой скамьи будущие фармацевты и провизоры желают видеть себя «не в аптеке». Именно эту формулировку я как преподаватель слышу не один десяток лет. Почему же большинство молодых специа­листов выбирают работу в сфере продвижения ЛС? Имея опыт работы преподавателя и практику аптечной деятельности, выскажу свою точку зрения: студенты не знают выбранную профессию. А перспективы работы в аптеке, где большая ответственность, их отталкивают. Студентов манит Большая фарма. Пример одной группы выпуска 2017 г.: из 15 выпускников только две девушки после окончания учебы работают в аптеке. Сегодня происходят изменения в системе образования. Сертификация сменилась аккредитацией, принимаются новые образовательные стандарты. Аптечным организациям следует более активно взаимодействовать с учебными заведениями и совместно готовить специалистов следующего поколения. Пусть не сразу, но эти мероприятия дадут и дают плоды. Это подтверждает пример одной из аптечных сетей, входящих в РААС: через плотную работу с профильными учебными заведениями в 2017 г. удалось увеличить число молодых сотрудников в среднем на 4% в каждой аптеке».

Понятно, что в полной мере обладать всеми необходимыми для работы в аптеке навыками может только специалист, наработавший определенный стаж и квалификацию. Вопрос в том, как долго проработает в аптеке молодой провизор, получив необходимые знания и навыки. Формирование лояльности сотрудника к профессии и аптеке, где прошло его становление как профессионала, — одна из ключевых задач, которую предстоит решать руководителю. Сбалансированная возрастная структура коллектива аптеки может стать хорошим подспорьем в этой работе.

Новости