• 7
  • 12
  • 16
  • 4
  • 16
  • 1

Школа жизни

17.10.2018

Вузы и фармпроизводители ищут пути совершенствования образовательной системы

Синдром разрыва теории и практики свойственен многим сферам деятельности, и фарма здесь не исключение. Проблемы модернизации образовательных программ и их соответствия динамике развития фармацевтической отрасли были подняты на форуме «Биотехмед» в Геленджике в ходе панельной дискуссии «Подготовка кадров для фармацевтической и биотехнологической отрасли».

Мастер на все руки

О тенденциях развития системы подготовки специалистов в своем выступлении рассказал зав. кафедрой регуляторики Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Захар Голант. «В образовательной сфере растет международная конкуренция, — подчеркнул он. — Дистанционные формы получения образования для абитуриентов предопределяют большой выбор. И здесь уже разворачивается серьезная конкуренция за наиболее подготовленных абитуриентов, которые сами определяют, куда идти». Поэтому принципиальная задача для компаний — найти наименее затратные и при этом максимально эффективные формы взаимодействия с высшими образовательными учреждениями.

Но есть и другая тенденция. Современное производство движется в сторону автоматизации, роботизации и цифровизации, отметил эксперт. «Для компаний это означает резкий рост компетенций, в том числе и межотраслевых. Это необходимо понимать на уровне школ и вузов, — добавил он. — Несмотря на рост отрасли, количество персонала будет уменьшаться, а компетенции будут требоваться все более высокие».

Большую роль г-н Голант отводит созданию новых совместных профильных программ и кафедр, для конкретных предметных компетенций компаний. В качестве примера он привел создание на базе Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета кафедр по рекомбинантным белкам и иммунобиологии. На стыке компетенций фармкомпаний была создана и кафедра регуляторики.

Одно из новых направлений — предметная подготовка специалистов в области интеллектуальной собственности, которое развивается в сотрудничестве с Академией по интеллектуальной собственности и Роспатентом. «На ближайшее десятилетие это одно из самых интересных направлений, потому что во многих компаниях до сих пор не понимают, что это такое», — отметил Захар Голант.

Кроме того, развиваются направления по подготовке специалистов по регистрации качества лекарств, а также в области антимонопольного регулирования.

Дойти до клиники

Директор Института трансляционной медицины и биотехнологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России Вадим Тарасов указал на необходимость создания единого профессионального образовательного пространства (концепция «школа — вуз — клиника»). В 82 школах, включенных в эту программу, образуются медико-биологические классы, на этот уровень уже выведен ряд дисциплин, которые раньше преподавались на первых курсах, рассказал он. И уровень их подготовки выгодно отличается.

Однако про фармацевтическое направление эти ребята знают очень мало, с сожалением констатировал г-н Тарасов. Поэтому, по его мнению, следующим шагом должно стать создание аналогичной модели «школа — вуз — фарминдустрия».

Ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Лукьянов отметил, что за последние пять-семь лет фарма стала представлять собой «новый мир, требующий новых специалистов, быстрой, динамичной системы изменения системы их подготовки». В то же время «образование по своей природе довольно консервативная среда», добавил он, ведь речь идет о людях, которые «десятки лет преподают одно и то же».


Несмотря на рост отрасли, количество персонала будет уменьшаться, а компетенции будут требоваться все более высокие.


Для вузов быть актуальными и современными не получится без самих фармкомпаний, резюмировал Сергей Лукьянов, в том числе они могли бы принять участие в разработке программ по совершенствованию профессионального уровня преподавателей.

Схватывают на лету

Стоит отметить, что многие компании по-прежнему выбирают тактику обучения или доучивания выпускников уже на рабочих местах, рассказала директор по персоналу компании «Герофарм» Анна Девицкая. Кроме того, в связи с последними тенденциями все больший интерес на рынке труда в фарме представляют непрофильные специалисты. Так, в компании прошли стажировку 10 таких студентов. В течение двух месяцев они пробовали себя в департаментах логистики, работы с персоналом, развития бизнеса, по связям с общественностью. По ее словам, результаты значительно превзошли ожидания, и пятерым студентам были предложены рабочие места в компании.


Многие компании по-прежнему выбирают тактику обучения или доучивания выпускников уже на рабочих местах.


В том числе были закрыты три ставки IT-специалистов, и это стало для компании особо ценным приобретением. «Проектов по автоматизации с каждым годом все больше, как и соответствую­щих бизнес-задач, — пояснила г-жа Девицкая. — Ребята заинтересовались этими проектами. Я надеюсь, что мы закрыли эти ставки на долгосрочную перспективу».

Участники дискуссии отметили, что в рамках стратегии «Фарма-2020» направление, связанное с кадрами, замыкалось на уровне профильных вузов. Но отрасли нужны и другие специальности. Фарма растет, и десятки вузов, не имеющих прямого отношения к этой отрасли, выпускают специалистов, которые сюда приходят и добиваются успехов. Важной задачей в этой связи видится проработка механизмов расширения направлений, нужных отрасли в рамках вывешенной на обсуждение стратегии развития отрасли до 2030 г.

Сергей Рякин

"Фармацевтический вестник" №32 (945), октябрь, 2018 г.

Новости