• 82
  • 19
  • 8
  • 3
  • 1

По законам конкуренции

14.05.2018

Межотраслевая конкуренция за кадры набирает обороты. Фарма переманивает специалистов с IT-рынка, финансистов из банковской сферы, маркетологов и продажников из сферы FMCG. За сильных менеджеров идет настоящая борьба. И не всегда фармотрасли удается удержать таких специалистов. А как обстоят дела с кадрами для фармпроизводства? Чувствуют ли фармпредприятия давление со стороны работодателей с других рынков на этом поле?

Фармотрасль остро нуждается в менеджерах по развитию бизнеса, разбирающихся не только в фармацевтике, но и в финансах и маркетинге. Растет спрос на менеджеров по трансферу технологий с глубоким знанием требований производственной практики, рассказывает руководитель практики Pharma&Medical Devices кадровой компании «Юнити» Виктория Простова.

«Найти таких профессионалов очень сложно, и работодатели вынуждены идти на уступки в своих требованиях. Например, они уже смотрят на релевантный опыт кандидатов из сектора FMCG. В зависимости от уровня должности фармкомпании готовы предложить менеджерам по логистике зарплату от 150 тыс. руб. при закрытии вакансии специалиста, 200—220 тыс. руб. — менеджера и до 350 тыс. руб. — руководящей позиции, что в среднем на 40% выше, чем год назад», — поясняет рекрутер.

Фармкомпании готовы брать людей с опытом работы в FMCG на должности медпредставителей. При этом в секторе FMCG конкуренции с фармой вообще не замечают, утверждает Виктория Простова.

Чувствительно

Для ряда фармпредприятий конкуренция за кадры — вопрос чувствительный, особенно в регионах, где сосредоточено много производственных комплексов. АО «Гедеон Рихтер-Рус» находится в небольшом подмосковном городе Егорьевск. Кроме завода компании, здесь расположены более десятка предприятий пищевой, химической, строительной и других индустрий.

«Конкуренция за персонал очень высока, — говорит начальник отдела персонала «Гедеон Рихтер-Рус» Елена Лактюхина. — В первую очередь, конечно, конкурируем за специалистов с высшим образованием и опытом работы, например, занятых обслуживанием технологического оборудования и инженерных систем. Также идет борьба за специалистов в области закупок, IT-специалистов. Острая конкуренция с аптеками за фармацевтов. Даже за сотрудников рабочих специальностей приходится «сражаться». Это касается контролеров качества, операторов и наладчиков технологического оборудования, рабочих склада».

Как в таких условиях удается решать проблему привлечения и удержания персонала? Во многом за счет более привлекательного уровня зарплаты и составляющих соцпакета, отмечает Елена Лактюхина.

Зарплата и соцпакет являются далеко не единственными преимуществами фармпредприятий. По отзывам соискателей, фарма выигрывает у других отраслей также за счет благородной миссии, технологий «чистого» производства, высокого уровня организации труда и четкой регламентации процедур.

«У нас много случаев перехода сотрудников из FMCG компаний, — говорит Елена Лактюхина. — Есть даже случаи, когда люди переходили к нам на работу, будучи еще на испытательном сроке у другого работодателя, заявляя, что очень ждали появления вакансий, даже временных».

Насколько чувствительна угроза хедхантинга?

«Десять лет назад, — делится Елена Лактюхина, — когда я только начала работу в должности начальника отдела по персоналу, слышала любопытную вещь: руководители иностранных компаний-работодателей Егорьевска заключили джентльменское соглашение — не переманивать сотрудников друг у друга. Не знаю, правда это или нет, поскольку тогдашний руководитель нашей компании давно сменился, но мы на самом деле не занимаемся прямым поиском в иностранных компаниях и не сталкивались с подобными случаями у себя».

Дышится легче

В Ярославском фармацевтическом кластере, где сосредоточены заводы крупных международных и российских компаний, тоже сильна конкуренция за производственные кадры. Добавляется ли сюда и межотраслевая борьба?

По словам руководителя HR-депар­тамента завода «Такеда» в Ярославле Ольги Суриной, большого давления со стороны работодателей с других рынков предприятие не испытывает.

«Мы были одной из первых компаний, которые построили в Ярославле фармацевтическое предприятие, — рассказывает Ольга. — На тот момент фармсектор рынка труда здесь был не развит. Для комплектования команды руководителей завода нам требовались сотрудники со знанием стандартов GMP и опытом работы в отрасли. Кандидатов, которые отвечали бы этим требованиям, на территории региона практически не было. Пришлось на первом этапе на большинство вакансий приглашать специалистов из других регионов».

«Сегодня нам дышится легче, — продолжает г-жа Сурина. — На базе Ярославского промышленно-экономического колледжа наша компания вместе с правительством области открыла учебный Центр коллективного пользования, где воссозданы операции производства и контроля качества ЛС. Там обучаются студенты вузов и техникумов. Открыты дополнительные образовательные программы в техническом, медицинском и государственном университетах. Сейчас 17 студентов ЯГМУ проходят практику на предприятии. Есть серьезный кадровый резерв».

Вкладываясь в развитие собственных сотрудников, компания готовит качественных специалистов. «Конечно, они — «лакомый кусочек» для других работодателей. Но конкуренции мы не боимся, — отмечает Ольга Сурина. — Постоянно проводим опросы удовлетворенности сотрудников. Выявляем и устраняем причины проблемных зон. Человек всегда ищет, где ему комфортнее. Выявить эту зону комфорта, понять, что главное для сотрудника, — задача HR-ра, руководства, линейных менеджеров».

Наталья Маскина

«Фармацевтический вестник» Май, 2018 №16

 

Новости