• 12
  • 16
  • 90
  • 3

Образование на экспорт

28.05.2018

Объем международного рынка экспорта высшего образования превысил в 2017 г. 200 млрд долл., ежегодный рост оценивается в 17%. Страны, успешно экспортирующие образование, получают существенные вливания в экономику. Кусок лакомый, но по зубам ли он России? И сможет ли медицинское образование, являющееся заметной частью образовательного экспорта нашей страны, привлекать новых слушателей в гораздо больших объемах?

В рамках IX Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2018» состоялся «круглый стол», на котором эксперты обсудили основные проблемы и потенциал экспорта медицинского образования.

Олег Глазычев

Равняться на цифры

Осенью 2017 г. правительство утвердило «дорожную карту» приоритетного проекта об экспорте образования. Согласно документу, количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 г. до 710 тыс. в 2025-м, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов образовательных организаций РФ — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн.

По мнению директора центра международного образования Сеченовского университета Олега Глазычева, цифры выглядят нереалистичными. Чтобы достичь обозначенных результатов, ежегодно нужно увеличивать количество иностранных студентов на 15%. Сейчас прирост составляет 5–10% в год. «Выйти на обозначенные  цифры сложно, – говорит Олег Глазычев, – это потребует экстраординарных усилий от всех служб и ведомств».

Работа в этом направлении ведется. В прошлом году создан консорциум университетов, являющихся флагманами экспорта образования и обеспечивающих разработку основных положений нового этапа экспорта. В объединение входят 39 вузов, среди которых: МГУ, РУДН, Сеченовский университет, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МФТИ, СибГМУ и др.

За 2017 г. разработана и структурирована программа экспорта образования, создана кооперация заинтересованных экспертов для работы по адаптации нормативно-правовой базы привлечения иностранных обучающихся, разрабатывается программа комфортной среды для иностранных 
обучающихся и т.д.

Расширять влияние

Доля РФ в общемировом потоке экспорта образования 0,7%. Доминирующее положение на этом рынке занимают США, Канада и Европа. При этом эксперты отмечают, что потенциал российского медицинского образования как одного из самых весомых в доле экспорта образовательных услуг достаточно высок. Практически каждый пятый иностранный студент (18%) обучается в России по направлению «Здравоохранение и медицинские науки» – более 42 тыс. человек.

Основной поток иностранных студентов по всем направлениям подготовки приходит в Россию из стран СНГ и Балтии (57% всех обучающихся). В последние годы в медицинских специальностях наблюдается растущий поток студентов из стран Азии, Персидского залива, Африки.

«Нужна кропотливая аналитическая и маркетинговая работа по освоению новых рынков», – резюмирует Олег Глазычев.

«В лидерах по импорту образования – Китай, до 700 тыс. граждан страны обучаются сегодня за  границей, – рассказывает директор ФГБУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова. – Между тем в России всего 22 тыс. китайских студентов. Далее в списке наиболее заметных импортеров образования Индия (почти 200 тыс. студентов учатся за границей), Корея (120 тыс. из них лишь 1200 человек в России). Стоит обратить внимание и на мусульманские страны. Так, президент США Дональд Трамп нам немного помогает: его выпады в отношении мусульманских стран привели к оттоку студентов из Саудовской Аравии – 14,2% потеряла Америка. Также в США заметен отток бразильских студентов». По мнению эксперта, за эти рынки можно и нужно бороться.

Вера Скоробогатова

Отметила Вера Скоробогатова и угрозу наступления европейского образования на традиционно «наших» рынках. По ее словам, есть пять стран, где студенты наиболее лояльны и мотивированны к обучению в российских вузах. Это Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Армения и Узбекистан. При этом в последние годы в этих странах растет доля европейского образования. Так, в Таджикистане в 2017 г. на долю российских вузов пришлось 60% студентов, обучающихся за рубежом. В Армении верными российскому образованию остались 54% студентов, в Узбекистане 52%, в Азербайджане и вовсе только 35% студентов, обучающихся за рубежом, выбрали вузы РФ.

Не стоит недооценивать эти процессы, уверена эксперт. На традиционно «наших» рынках тоже нужно держать руку на пульсе и стимулировать спрос на российское образование. 

Фокус в подтверждении

Какие инструменты позволят подогреть спрос? По мнению Веры Скоробогатовой, необходимо развивать нормативно-правовую базу признания документов об образовании, сертифицировать и аккредитовывать российские образовательные программы на международном уровне и расширять вариативность форм обучения.

Согласно приведенной экспертом статистике, за три последних года по медицинским специальностям «Главэкспертцентром» было признано 4 319 образовательных документов. «По медицинским специальностям делать это очень сложно. Системы подготовки кардинально отличаются. Мы должны признать не просто уровень образования, но и направление подготовки, – рассказывает Вера Скоробогатова. – Иногда сталкиваемся с настоящими коллизиями. К примеру, к нам обратился гражданин Греции, который на родине закончил бакалавриат по специальности «техник с медицинским образованием». В  Греции он может работать в клиниках на современном медицинском оборудовании (КТ, МРТ и т.д.). Он хочет работать в РФ, знает технику и умеет ее обслуживать. Но как его признать, кем? Подобное образование есть в МГТУ им. Н.Э. Баумана –  инженер по медицинским системам. Но это магистерская программа, и мы не можем приравнять иностранного бакалавра к этому уровню образования. В итоге греческий техник по медоборудованию был признан бакалавром сестринского дела и продолжил образование в России с этого уровня».

Не проще, по ее словам, ситуация и на уровне ординатуры. Так, в России подготовка в области ультразвуковой диагностики, МРТ и рентгенологии – разные ординатуры. А в большинстве стран СНГ это одна ординатура. Есть с ординатурой и другие проблемы. К примеру, в странах Латинской Америки срок обучения в ординатуре от 3 лет. В России – 2 года. Этот срок не соответствует запросам студентов из Латинской Америки, на родине у них могут возникнуть проблемы с подтверждением образования.

Для достижения заявленных в «дорожной карте» цифр, необходимо обеспечить иностранным студентам более широкий доступ к образованию в России. В сфере экспорта медицинского образования нужно облегчить процесс признания документов о медицинском образовании, менять нормативно-правовую базу, к примеру, увеличивать срок действия учебной визы, облегчать миграционный учет иностранных студентов. Эти проблемы существенны и мешают комфортному обучению.

Елена Григорьева

фото Олега Кирюшкина

Medvestnik.ru

Новости