• 15
  • 28
  • 4
  • 3
  • 7
  • 3
  • 1
  • 70
  • 2
  • 7
  • 3
  • 12

На стыке стандарта и моды

02.10.2017

Внешний вид аптечного работника регламентируется отраслевыми стандартами, но фармацевтам, большинство которых составляет прекрасный пол, не чуждо желание выглядеть модно. Работодатели идут навстречу, заботясь о том, чтобы форма не только соответствовала нормативным требованиям, но и была удобной и красивой.

Ношение специальной одежды для фармработников регламентируют Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях. Приказ Минздрава РФ № 309 от 21.10.97 (ред. от 24.04.2003) разъясняет, что спецодеждой для фармацевта являются халат и шапочка. При этом данная инструкция носит лишь рекомендательный характер. Работодатель вправе выбирать одежду для сотрудников, разработать дизайн самостоятельно или прибегнуть к помощи профессионалов.

Отклонения от правил

Хотя головные уборы фигурируют в инструкции в качестве обязательной части спецодежды, большинство аптек давно от них отказалось. Шапочки строго обязательны лишь для сотрудников производственных отделов. По словам менеджера проекта «Катрен-Медицинская одежда» Татьяны Лимановой, халат также не является обязательным предметом гардероба фармацевта. Приемлемы и брючные костюмы.

«Если у руководителя аптеки есть сомнения по поводу соответствия костюмов отраслевым нормативам, их ношение можно узаконить через инспекцию по охране труда, т.к. форменная одежда является в числе прочего и средством индивидуальной защиты сотрудника. Руководствуясь Постановлением Минтруда № 51 от 18.12.98 о правилах обеспечения работников спецодеждой, можно провести, по согласованию с госинспектором, процедуру замены одного вида средств индивидуальной защиты, установленного отраслевыми нормами, другим, аналогичным по функции».

Разумный консерватизм

Ткань, которую используют при производстве формы, должна иметь определенные свойства. Материал следует выбирать гигроскопичный, чтобы сотруднику было комфортно на протяжении всего дня. Чистый хлопок вряд ли будет лучшим выбором. Форменная одежда часто подвергается стирке. Согласно инструкции № 309, аптечный работник обязан менять униформу не менее двух раз в неделю, она должна быть чистой и тщательно отглаженной. Так что ткань должна обладать высокой износостойкостью, быть формоустойчивой и малосминаемой.

«Оптимальный вариант — смесь из натуральных и синтетических волокон, советует Татьяна Лиманова. Пропорции и обработка этих составляющих могут варьироваться, что отражается на внешнем виде ткани, износостойкости и стоимости».

Модные тенденции находят свое отражение в моделях формы для сотрудников аптек, но кардинально их не меняют. Фармацевтическим работникам, как и медицинским, свойственен разумный консерватизм. Сегодня в женской моде актуальны воланы и рюши. Дизайнеры медицинской одежды вносят подобные элементы в модели новых коллекций. Но это именно элементы: ничего «кричащего», вызывающего или просто несуразного в форме аптечного работника быть не должно.

Иногда аптеки хотят выделиться и заказывают необычные модели. Но это скорее исключение из правил. Татьяна Лиманова вспоминает случай, когда аптека сделала заказ на форменные платья с юбкой солнце-клеш. «Разработка индивидуальных моделей — затратный проект, который по карману далеко не всем участникам рынка, — комментирует она. — Большинство сетей заказывают форму из готовых коллекций, имеющихся на рынке, добавляя к ним элементы фирменного стиля — вышивку эмблемы на лацкане, корпоративные цвета и т.д.»

Атрибут культуры

Форма сотрудников — не только атрибут корпоративной культуры, но и своеобразный мотиватор, способствующий комфортной и производительной работе фармацевта. При разработке формы работодатели нередко прислушиваются к пожеланиям сотрудников. К примеру, в аптечной сети «Ригла» спецодежда разработана дизайнерами с учетом мнений персонала и клиентов.

«Фирменная одежда должна быть привлекательной, — говорит зам. генерального директора аптечной сети «Ригла» по управлению недвижимостью и инфраструктурой Наталья Новичкова. — Большая часть персонала — женщины, для которых внешний вид имеет особенное значение. Правильно организованное рабочее место в сочетании с удобной и красивой одеждой позволяет сотрудницам чувствовать себя комфортно».

Концепция создания формы в сети складывалась из трех составляющих: соблюдение санитарных требований, цветовой палитры и единого стиля. Выбраны удобные и стильные модели: строгий халат или брючная пара для женщин и комплект из халата и брюк для мужчин. В качестве основных цветов формы используются белый и зеленый цвета — мягкие светлые тона на подсознательном уровне вызывают доверие к провизору.

Форма для сотрудников всех точек сети — фарммаркетов здоровья «Ригла», аптек у дома «Будь здоров!» и дискаунтеров «Живика» выполнена в едином стиле. Разница лишь в верхней пуговице, определяющей принадлежность аптеки к конкретному бренду.

Директор по внешним коммуникациям ПАО «Аптечная сеть 36,6» Алексей Киселев-Романов тоже подчеркивает, что основные требования к спецодежде работников сети — удобство и аккуратный вид.

«Цвет формы зависит от бренда, под которым работает аптека, — рассказывает Алексей. — Цветовая гамма выбрана привычная: белый, зеленый, синий. Так, в аптеках «Горздрав» у работников брюки зеленые, в «36,6» — светло-синие, при этом верх неизменно белый во всех точках сети. Эти цветовые ориентиры не меняются уже несколько лет. Исключение — аптеки A.V.E – Luxury. Персонал этих аптек одет в белые халаты с вышитым логотипом сети».

Аптеки традиционно отдают предпочтение классике, ведь форменная одежда формирует впечатление посетителя об аптеке. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке», но не стоит забывать: как бы привлекательно не выглядел фармацевт, только его квалификация является — залогом формирования лояльности покупателя к аптеке.

*Фото предоставлено «Катрен-Медицинская одежда»

Новости