• 5
  • 3
  • 70
  • 7
  • 17
  • 1
  • 5
  • 28
  • 12
  • 4
  • 5

Из лекторов в игропедагоги

01.12.2017

Медицинское образование, как и медицина, в ближайшем будущем возьмет курс на персонализацию. На смену классическим лекциям придет интерактив, микроленинг, тренинги и деловые игры. Как преподавателю быть услышанным современной аудиторией?

Ближайшие 5—10 лет развития высшего образования пройдут под знаком цифровых технологий. Big Data и машинное обучение станут неотъемлемой частью образовательных процессов. Уже сейчас заметно ширится доступ к колоссальным объемам знаний. В интернете можно найти литературу по любому предмету и на любом языке, в Youtube размещены лекции лучших специалистов в своих областях со всего мира. В перспективе предполагается и «вмешательство» нейронных сетей и машинного обучения в формирование индивидуальной образовательной траектории студентов.

На спать на лекции!

Классические лекции, когда преподаватель 1,5 часа вещает с кафедры, а студенты засыпают на своих местах, мертвы, считает профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш. Он ведет в Сколтехе курсы «Мастерская инноваций» и «Инновации в здравоохранении». Основная их цель — побудить студентов к занятиям инновационным бизнесом.

«На своем опыте могу отметить выигрышность «гибридного формата»: лекции, разбавленные интерактивом, где преподаватель работает с аудиторией, собирает обратную связь, при этом на саму лекцию отводится от 15 до 30 минут, а остальное время посвящено бизнес-играм, тренингам, практическим задачам. Преподаватель, который считает себя хорошим лектором и отказывается от форматов тренингов и семинаров в пользу классических лекций, идет по пути наименьшего сопротивления, попросту ленится и не готов вкладываться в студентов. Должен быть своеобразный профессиональный азарт: вовлечь студентов в процесс, поставить их в ситуацию, когда они просто не могут не включиться и уйти из аудитории без новых знаний».

По словам Дмитрия Кулиша, вопросы поиска новых форматов, идущих на смену классическим лекциям, актуальны во всем мире. Так, в США уже 30 лет ведутся споры, как учить студентов — отказаться от лекций совсем и давать только практические кейсы или все же сохранить гибридный формат. Несколько университетов, которые попытались преподавать кейсы вовсе без лекций, предлагая студентам изучать теорию самостоятельно и посвящая университетские часы практическим занятиям, в конце концов признали, что лекции нужны, и вернули их в образовательную сетку, но обязательно все в том же «гибридном» формате. Не должно быть ни одного занятия, на котором хотя бы один студент ни разу не вставал со своего места и его никто ни о чем не спрашивал.

Директор Института фармации и трансляционной медицины Сеченовского университета Вадим Тарасов согласен с тем, что формат классических лекций уходит в прошлое.

«Такой формат имеет право на жизнь, но его актуальность будет стремительно снижаться. Причина в том числе и в студентах. В вузы приходит поколение интернета. Молодые люди привыкли находить в сети все, что им нужно, могут быстро обрабатывать информацию. Тратить 1,5 часа на прослушивание и записывание лекции им неинтересно. Еще один важный момент: не все преподаватели могут читать лекции на уровне выдающегося ученого. Яркие и захватывающие лекции мировых звезд науки и бизнеса доступны на Youtube. С ростом количества таких лекций и упрощением доступа к ним будет нивелироваться роль преподавателя-лектора. При этом востребованными останутся интерактивные лекции, когда преподаватель взаимодействует с аудиторией».

В роли наставника

Если классические лекции — уходящая натура, каковы прогнозы дальнейшей судьбы одной из основных функций преподавателя: донесение информации до слушателей?

Вадим Тарасов уверен: произойдет смещение акцентов. Преподавателю достанется роль наставника, который научит учиться, покажет, где черпать необходимые знания и как в дальнейшем работать с ними.

Дмитрий Кулиш считает, что роль преподавателя становится шире: «Несколько десятков лет назад вузовский преподаватель был «хрустальным сосудом сокровенного знания». Работа студента заключалась в том, чтобы черпать из этого «сосуда». Если студент не справлялся — это его проблемы. Сегодня акценты сместились. Образование стремительно коммерциализируется, все больше студентов, в том числе медицинских и фармацевтических вузов, платят за свое обучение. Они понимают ценность услуги и начинают задавать вопросы».

Эксперт не разделяет мнения, будто молодые люди не готовы воспринимать большие объемы информации. «Убежден, человек не меняется, и пресловутое клиповое мышление — это маркетинговый слоган для продажи услуг новому поколению. Малые формы искусства во все времена воспринимались лучше, чем крупные. Также и с получением знаний. Монотонная зубрежка не приводит к блестящим результатам. Гораздо эффективнее усвоение знаний через кейсы и обучающие игры».

Будущее по атласу

Согласно атласу профессий, составленному футурологами, на смену классическому преподавателю придут тьюторы, организаторы образовательных онлайн-платформ, разработчики образовательных траекторий и даже игропедагоги. Чему, как и где учиться современному педагогу, чтобы стать одним из тех, кто упомянут в атласе?

«Геймификация — это наше все, — утверждает Дмитрий Кулиш. — Без нее образование не достигнет новых уровней. В то же время трудно поверить, что человек с экспертизой в геймификации и без экспертизы в своем предмете будет хорошим преподавателем. По каждому предмету в ближайшие годы надо воспитать новое поколение преподавателей, которые, с одной стороны, честно «разгрызли» гранит той науки, которую они преподают, а с другой — освоили навыки геймификации, умеют работать с аудиторией и проводить интерактивные семинары».

Вадим Тарасов считает, что современный педагог должен постоянно осваивать новые знания, в первую очередь IT-технологии.

«Вузы — участники проекта «5 ТОР 100» (госпрограмма повышения конкурентоспособности российских вузов в мире) внедряют инновационные форматы обучения — симуляционные технологии, массовые открытые онлайн-курсы, чего раньше не было. Где преподавателю научиться работать с такими форматами? Полагаю, в ближайшее время курсы по IT-технологиям для преподавателей появятся на базах ведущих вузов. Так, в Сеченовском университете есть кафедра «Информационные технологии в здравоохранении», которая возьмет на себя нагрузку по обучению наших преподавателей».

По словам Вадима Тарасова, для фарм­отрасли тоже крайне актуальны вопросы повышения квалификации персонала в области IT. Компании из Большой фармы активно рекрутируют кадры из IT-гигантов, преследуя цель: нанять инженеров, способных модернизировать процессы разработки новых лекарств, исследовать потенциал использования искусственного интеллекта в R&D. Перед компаниями вскоре встанут и вопросы общего повышения уровня IT-знаний в отрасли. Институт фармации прорабатывает возможности сотрудничества с фармкомпаниями в области создания курсов для повышения IT-квалификации как преподавателей вуза, так и сотрудников компаний.

Стремительно меняющийся мир накладывает свой отпечаток на медицинское и фармацевтическое образование. На повестке дня изменение программ и форматов обучения, в т.ч. внедрение симуляционных технологий, усиление роли тренингов, деловых игр и т.п. Ассортимент образовательных технологий стал настолько велик, что качественно владеть всем набором инструментов одному специалисту очень сложно. Возможно, в будущем вузовские преподаватели и бизнес-тренеры будут объединяться в команды.

 

Новости