• 27
  • 13
  • 102
  • 1
  • 1

Год экологии

21.12.2017

Какие тенденции определяли состояние фармрынка труда в 2017 году

Стабильность — так можно охарактеризовать главный тренд уходящего года. Являясь отражением состояния дел в индустрии, кадровый рынок демонстрировал тенденции, которые коррелировались с векторами развития фармотрасли. От количественного роста компании переходили к качественным изменениям, в том числе в HR. 2017-й стал годом формирования корпоративной экологии.

По наблюдениям рекрутеров, состояние дел с людскими ресурсами в фарме соответствует общей тенденции на российском рынке труда — стабильная занятость. Масштабных сокращений в 2017 г. в отрасли не наблюдалось, как, впрочем, и значительного расширения штата.

«Компании стремятся повышать КПД своих команд не путем их обновления, а в первую очередь за счет максимального извлечения и применения потенциала с помощью внедрения новых инструментов управления эффективностью, — рассказывает управляющий партнер LEM Eco Management Наталья Леонтьева. — Одна из главных тенденций — фокус на формирование корпоративной экологии, где компания воспринимается как единый организм, способный  развиваться, само-организовываться, самообучаться и органично включать новых членов команды, быстро социализируя и обучая, выводя на максимальный уровень эффективности».

В этой связи эксперт обращает внимание на возросшую популярность в управленческой среде такого понятия, как «эмоциональный интеллект» и связанных с ним понятий «эмоциональный менеджмент» и «эмоциональная компетентность». Эти качества особенно важны при подборе топ-менеджмента. Также широкое распространение приобретает понятие «аджильность». Такой стиль управления или хотя бы его элементы (гибкость, быстрота, упрощение процессов) берут на вооружение многие фармкомпании.

«Если раньше компетенция «управление изменениями» была важна для топ-менеджмента, то сейчас она приобрела более широкое значение, включила в себя ряд дополнительных параметров и идет обязательным запросом для всех уровней должностей, — отмечает Наталья Леонтьева.  — Умение быстро адаптироваться под меняющиеся условия, инициировать изменения, быть проактивным и гибким — все это стало необходимым условием выживания бизнеса в существующих реалиях».

Диджитализация отрасли не могла не затронуть расширение спектра должностей. В компаниях открывается все больше позиций digital-специалистов: наряду с digital-маркетологами и digital-аналитиками появляются digital-тренеры, digital-HR и т.д.

Рекрутинг

В 2017 г. фокус внимания работодателей был нацелен на организацию правильного отбора персонала. Пытаясь обезопасить себя от неверных кадровых решений, работодатели стали более тщательно проводить оценку кандидатов и тратить на это больше времени. По данным кадровой компании «Юнити», число этапов отбора медпредставителей выросло до шести, а то и до восьми шагов.

Более углубленный анализ соискателей требует от компаний дополнительных ресурсов. Поэтому работодатели прибегают к ряду альтернативных подходов, в том числе с целью оптимизации затрат. Компании оптимизируют процедуру ассессмента и ограничиваются собственными ресурсами. При отборе кандидатов используют цифровые платформы и современные разработки. Проводят тестирование кандидатов онлайн.

Изменение процесса подбора сказалось на HR-специалистах фармкомпаний — возросла нагрузка. Во-первых, новшества надо протестировать, оцифровать финансовые затраты и выгоды, убедиться в эффективности выбранных инструментов. Во-вторых, применение современных методов невозможно без высокой профессиональной экспертизы, что требует от HR-менеджеров получения знаний в смежных областях, например в маркетинге, IT-технологиях.

Этап перемен ждет от HR быстрой адаптации, новых навыков и нетрадиционных решений. «Мы видим, что инструменты и подходы к подбору персонала трансформируются, усложняются и требуют широкой экспертизы», — отмечает эксперт «Юнити» Анна Четаева.

Спрос

В 2017 г., как и прежде, больше всего вакансий предлагалось для специалистов по продажам. В число самых востребованных позиций входят медпредставитель, КАМ и продакт-менеджер. Также востребованы специалисты по регистрации ЛС и менеджеры по развитию бизнеса, занятые поиском новых препаратов в портфель компании.

По словам Натальи Леонтьевой, в связи с высокой конкуренцией, снижением покупательной способности и, как следствие, падением продаж, компании вынуждены расширять функционал и увеличивать требования к подбору КАМов, супервайзеров, территориальных менеджеров. В 2017 г. большинство работодателей не повышали зарплату, в связи с чем процесс подбора этих специалистов крайне затруднен.

Как отмечает менеджер рекрутинговой компании Antal Наргиз Гущина, успешный  остребованный кандидат может диктовать условия по зарплате работодателю. Это касается даже медпредставителей. «Несмотря на то, что это позиция массовая, таких специалистов всегда не хватает, — говорит рекрутер. — Медпредставитель после обновления своего резюме может за несколько дней получить до 30 приглашений на собеседование. Поэтому хороших кандидатов компании готовы «перекупать». 

Повысить свою стоимость в ходе переговоров с работодателем могут и продактменеджеры. Фармрынок узкий — сильные маркетологи наперечет, привлечь их в команду сложно. Поэтому компании предлагают перспективным кандидатам более выгодные условия, заинтересовывают их оригинальными задачами.

Деньги

По данным Antal, международные фармкомпании традиционно предлагают самые  привлекательные зарплаты и компенсационные пакеты. Исследования показывают, что в среднем глобальные игроки повышают оклады в два раза чаще, чем российские. В этом году большинство международных корпораций индексировали своим сотрудникам зарплату на 5—7%. По данным Antal, в 2017 г. 6% сотрудников фармкомпаний получали зарплату «в конверте».

По словам Наргиз Гущиной, у крупных игроков фармрынка все чаще встречаются гибкие пакеты льгот, когда компания около 3% от оклада сотрудника направляет на формирование определенного бюджета, который потом он может потратить на то, что ему нужно: изучение английского языка, фитнес или другие льготы.

Все больше компаний предлагают сотрудникам участие в корпоративных пенсионных программах. В этом случае определенный процент оклада (тоже около 3%) отчисляется в пенсионный фонд, увеличивая пенсионные накопления сотрудника. Помимо этого компании предлагают расширенные медицинские страховки.

«Кандидаты часто спрашивают на собеседовании о ДМС для родственников, для многих это важно, и компании стараются это учитывать», — комментирует Наргиз Гущина.

По ее словам, в крупных российских компаниях компенсационные пакеты могут быть скромнее, чем в западных, но все равно будут содержать все опции, которые принято включать в стандартный пакет: ДМС, мобильная связь и т.д.

«Небольшие игроки высоких зарплат или интересных соцпакетов предложить не могут, однако такие компании интересны кандидатам тем, что в них можно получить более разнообразный опыт, — поясняет эксперт. — Функционал и зона ответственности в таких фирмах обычно гораздо шире, в то время как в крупной компании каждый специалист отвечает за четко разграниченный круг обязанностей. Небольшие компании более динамичны, скорость принятия решения по любому вопросу в них выше. Однако по материальной составляющей выигрывают, конечно, крупные компании».

Прогнозы

По мнению Наталья Леонтьевой, в 2018 г., несмотря на ряд неблагоприятных экономических факторов, мешающих развитию фармрынка, активность работодателей увеличится — динамика вакансий пойдет вверх. Уровень заработных плат тоже может повыситься.

Прогноз Наргиз Гущиной менее оптимистичен: «Хотя основные сокращения штата и оптимизация HR-бюджетов давно позади, многие компании до сих пор очень осторожно набирают персонал. Открытые позиции, в основном, появляются при замене уволившегося сотрудника или при появлении декретной ставки. На глобальном уровне у некоторых крупных игроков рынка в этом году были сокращения, которые затронули до трети штата. А этой осенью мы не увидели традиционного оживления на рынке со стороны работодателей — заметно больше вакансий не стало. Есть ряд компаний, которые в 2018 г. планируют существенно расширить штат. Но наш общий прогноз по развитию ситуации на фармрынке труда весьма сдержанный».

Наталья Маскина

"Фармацевтический вестник" № 41 (912) 12 декабря 2017 г. 

Новости