• 1
  • 7
  • 12
  • 16
  • 4
  • 16

Дальше своего носа

28.05.2018

Фармацевтический рынок развивается, этот процесс сопровождается нехваткой специалистов того или иного толка в определенный момент. Строительный фармацевтический бум, казалось бы, должен был спровоцировать дефицит производственных кадров. Но специалисты в области кадровой политики опровергают это утверждение. При этом фармкомпании стали говорить о нехватке качественных маркетологов для продвижения продуктов. У вузов другая проблема — быстро меняющийся окружающий мир требует меняться и высшее образование. Интересно, что рецепт в обоих случаях один: надо расширять горизонты, смотреть шире.

Исполнительный директор СПФО Лилия Титова, начиная сессию, посвященную кадрам, на Российском фармацевтическим форуме Адама Смита напомнила, что еще несколько лет назад были очень востребованы специалисты по регистрации ЛП. Сейчас, возможно, аналогичная ситуация с производственными кадрами ввиду активного строительства фармацевтических производств. «Периодически где-то кадров не хватает, где-то есть переизбыток определенных специальностей. А какова сегодня ситуация с кадрами?» — обратилась она к участникам дискуссии.

Вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию «Р-Фарм» Иван Семенов обратил внимание, что на форуме только два-три раза была упомянута проблема кадров. «На конференции не звучит тема кадров. Наверное, университеты хорошо поработали, потрудилось государство, да и рынок сам подстроился. Я посмотрел статистику рекрутинга нашей компании. Она разрушает мифы. Есть мнение, что локализация тормозится из-за отсутствия производственного персонала на рынке. Но кто-нибудь знает завод, который построен и не запущен? Все работают. У нас рекрутинг производственного персонала занимает в два раза меньше времени, чем поиск коммерческого», — посетовал эксперт. То есть если и была проблема в определенный период, сейчас ситуация иная. И фармкомпании активно работали над этим. По словам г-на Семенова, «Р-Фарм» за последние несколько лет вложил около 300 млн руб. в образовательные проекты. Инвестируют в эту область также «Биокад», «Фармстандарт» и другие крупные фармпредприятия.

Но как решить вопрос с кадрами коммерческими? «Найти хорошего продакт-менеджера сложно. Зарплатные ожидания у коммерсантов растут в два раза быстрее, чем у производственников. На мой взгляд, надо расширять зону поиска. Мы любим говорить об уникальности фарминдустрии. Но все блестящие продакт-менеджеры, которых я знаю, ничего не понимают в таблетках, зато хорошо разбираются в продукте. Ни медицинского, ни фармацевтического образования у них нет», — поделился предложением эксперт.

Коллега из «Биокада» — вице-президент по HR- и административным вопросам Александра Глазкова — согласна, что использование специалистов из других областей вполне приемлемо. Особенно эффективно, по ее словам, если эти нефармацевтические специалисты будут работать в связке с сотрудниками, имеющими специальное образование. Она также поддерживает мнение о том, что дефицита производственных кадров нет, но подчеркивает: за имеющихся специалистов идет серьезная конкурентная борьба.

Еще одна важная задача, которая стоит перед кадровыми работниками «Биокада», — привлечение в компанию IТ-специалистов. «Их необходимо заинтересовать, чтобы они стремились не в крупные интернет-компании, а в фарму. Им надо рассказать, что это быстрорастущая перспективная отрасль», — отметила Александра Глазкова.

На все руки

О мультидисциплинарности, подготовке специалистов, которые могут работать на стыке нескольких дисциплин, говорят и вузы. Как рассказал директор Института фармации и трансляционной медицины Сеченовского университета Вадим Тарасов, вуз сейчас усиливает исследовательское направление, сотрудничает со многими известными институтами и университетами страны.

Другой крупный профильный вуз — Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия — также не стоит на месте. По словам ректора академии Игоря Наркевича, вуз старается идти в ногу со временем и постоянно актуализирует номенклатуру специальностей в соответствии с вызовом времени. Так, например, скоро в академии будут готовить кадры для продвижения медицинских изделий, медицинской химии и т.д. Игорь Наркевич отметил, что во многом благодаря активности компаний вузу удается привлекать действительно заинтересованных ребят. Около 95% выпускников вуза работают по специальности.

В то же время, по его словам, есть запросы со стороны отрасли, обеспечивать которые крайне тяжело из-за того, что в эту область не торопятся инвестировать ни государство, ни фармкомпании. Как правило, это касается узких специальностей. Еще один вызов — цифровизация, которая способна трансформировать существующие профессии очень сильно. И вузам, и науке, и фармкомпаниям стоит к этому подготовиться.

Елена Калиновская

«Фармацевтический вестник» Май, 2018 №17

Новости