• 16
  • 1
  • 12
  • 16
  • 4
  • 7

Быстрый, мобильный, продвинутый

06.02.2018

Эксперты дают весьма сдержанный прогноз относительно повышения зарплат россиянам в 2018 г. Существенной прибавки стоит ожидать только наиболее ценным специалистам и эффективным управленцам. Большинство же сотрудников могут рассчитывать лишь на скромную индексацию. На фармрынке труда похожая ситуация. Впрочем, в структуре зарплат медицинских представителей происходят некоторые изменения.

Времена, когда российские работодатели индексировали зарплаты более чем на 10%, похоже, канули в Лету. По данным исследования рекрутинговой компании Antal, в прошлом году компании чаще закладывали в бюджет повышение зарплат на 7—9%, а в 2018 г. большинство ограничатся ростом максимум в 4—6%. Свыше 30% работодателей и вовсе не закладывают рост зарплат или пока не имеют информации об индексации.

На фармрынке труда ситуация выглядит чуть оптимистичнее, свидетельствуют данные опроса рекрутинговой компании Hays. Здесь 22% опрошенных компаний не планируют повышать зарплаты в 2018 г., а 78% намерены это сделать. В прошлом году работодателей, увеличивших оклады сотрудников, на фармрынке было больше — 86%.

Фокус на драйв

По наблюдениям рекрутеров, фармкомпании увеличивают окладную часть заработка медпредставителей и пересматривают подходы к выплате бонусов. Такая тенденция стала особенно заметна в 2017 г.

«Сейчас работодатели стараются выравнивать базовую часть в структуре зарплаты, чтобы больше финансово заинтересовать сотрудников в работе в компании и обеспечить стабильность команды, — комментирует консультант практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании Odgers Berndtson Ирина Обухова. — При этом несколько иначе структурируется бонусная часть, чтобы результаты деятельности были больше завязаны не на валовый объем продаж. От полевых сотрудников ожидают большей ответственности за свои действия, ориентации не на количество, а на качество работы. Качественных показателей в KPI медицинского представителя становится больше».

При найме работодатели проверяют представителей на «драйв», нацеленность на результат. Сегодня бизнесу нужны целеустремленные, мобильные работники, продвинутые с точки зрения умения работать с современными CRM-системами и гаджетами.

«Если раньше в своих требованиях к компетенциям работодатели больше говорили об умении коммуницировать, то сейчас, с учетом того, что многие процессы в работе представителя автоматизируются, усиливается фокус на умение пользоваться техникой, четкость работы в автоматизированной системе отчетности. При отборе работодатели смотрят, насколько человек быстрый, адаптивный, инновационный», — поясняет Ирина Обухова.

Нынешние медпредставители в большинстве своем — поколение Y (миллениалы), а это люди с другой системой ценностей, иными приоритетами. Миллениалов сложно мотивировать с помощью KPI, разработанных для поколения X, и сложнее оценивать. Многие работодатели задумываются, как работать с такими сотрудниками, как мотивировать, оценивать.

Процесс оценки медпредставителя на «входе» в компанию занимает сейчас больше времени, чем это было еще несколько лет назад. Цепочка собеседований удлиняется. Помимо встреч с рекрутером, HR-ром обязательно проводится тестирование, в том числе на определение психотипа, понимание личностных качеств. Кроме того, с кандидатом проводят встречи один или два руководителя. В итоге получается пять, а то и семь этапов отбора. И здесь возникает определенная угроза.

«Если процесс отбора затягивается, есть риск упустить хорошего кандидата, — предупреждает Ирина Обухова. — Понимая это, многие HR-ры сейчас работают над тем, чтобы ускорить процесс найма, повысив скорость принятия решений».

Какая разница

В последнее время заговорили о выравнивании зарплат в иностранных и российских компаниях. Однако, судя по данным исследования Hays (табл.), пока это далеко не так. Если медпредставитель российской компании с опытом в 1—4 года в Москве получает в среднем 63 тыс. руб., то работающий в международной компании — на 7 тыс. руб. больше. В специализированном сегменте фармы заработки представителей еще выше — в среднем 95 тыс. руб.

В то же время налицо тенденция к нивелированию разницы в оплате труда в западных и крупных отечественных фармкомпаниях. По словам рекрутеров, все больше случаев, когда ведущие российские игроки перекупают сильных профессионалов из компаний Большой фармы.

Еще пять лет назад это было нереально. Сотрудники даже из небольших иностранных фирм говорили: «В российскую компанию? Да никогда!» А сейчас рекрутеры практически не получают отказов, переманивая специалистов из западных компаний. Все готовы рассматривать предложение о работе. Кандидаты начали по-другому относиться к российской фарме, что не может не радовать.

Новости