• 7
  • 16
  • 4
  • 1
  • 12
  • 12

Бомба для работодателя

06.08.2018

Сотрудник отдела продаж, получающий перед выездом на работу путевой лист с данными о предрейсовом тех- и медмедосмотре… Страшный сон работодателей может стать реальностью со вступлением в силу поправок к законодательству, которые приравнивают сотрудников на корпоративных авто к транспортникам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как адаптироваться к новым правилам, чтобы совместить здравый смысл с буквой закона?

Наезды ГИТ

Согласно поправкам в Закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», вступающим в силу с 21 декабря 2018 г., сотрудники компаний, которым предоставляют служебный автомобиль, по сути приравниваются к водителям транспортных организаций. Как и водители пассажирских автобусов, они должны будут соблюдать требования, связанные с предрейсовыми медосмотрами и прочими нормами безопасности труда. Это означает, что многим игрокам фармрынка придется пересмотреть политику по управлению корпоративным автотранспортом и приспособить ее к требованиям законодательства.

В приватных беседах HR-менеджеры фармкомпаний называют поправки «бомбой для работодателя». Ко всем прочим сюрпризам регуляторов добавилась новая головная боль, связанная с рисками нарушений в транспортной сфере.

Эта тема беспокоила работодателей и до принятия поправок. Государственная инспекция по труду (ГИТ) не первый год предпринимает попытки приравнять сотрудников, которым компании предоставляют в пользование автомашины, к водителям. Судебные разбирательства на автомобильную тему случались и на фармрынке.

«Несколько лет назад в нашей практике были кейсы, когда инспекторы по труду приходили к работодателям и пытались признать водителями медицинских представителей, которые пользуются корпоративными автомобилями. В судах, которые мы вели, это не удавалось, но инспекторы настойчиво заявляли, что не оставят попыток признать медпредставителей водителями», — рассказывает генеральный директор юридической компании BLS Елена Кожемякина.

По словам юриста, случаи привлечения к административной ответственности за отсутствие периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, а также за непроведение обязательного психиатрического освидетельствования работников в юридической практике есть. Такая позиция была обусловлена тем, что закон четко не регулирует вопросы осмотров работников, если они используют служебные автомобили. При этом вопросы эксплуатации автомобилей, в том числе требования по охране труда и безопасности движения, однозначно закреплены только в сфере профессиональной деятельности автомобилистов, а именно в отношении сотрудников транспортных компаний, специально принятых на работу в качестве водителей.

«Этот вопрос в правовом поле сегодня не решен. Никакого прямого указания на это требование в законодательстве нет, — отмечает г-жа Кожемякина. — Именно отсюда и возникает вероятность применения собственных трактовок инспекторами. Их заключения опираются на правила дорожного движения. В соответствии с ними водителем признается человек, управляющий транспортом в личных, служебных и других целях. Безусловно, прямого ответа, что инспекция гарантированно признает сотрудников водителями, не существует. Но риск есть, и он значителен».

Кто виноват

Юристы, которые сейчас занимаются корректировкой локальных нормативных актов в компаниях, преследуют одну цель: компания не должна иметь во внутренних документах признаков того, что сотрудников на корпоративных автомобилях признают водителями. Даже один намек в каком-либо документе позволит инспектору сделать собственный вывод. Например, надо убирать из документов (если есть) обязанность медпредставителей перевозить грузы, руководителей, встречать /провожать их в аэропорт и т.д.

«Прежде всего надо внимательно рассмотреть политику компании по управлению корпоративными автомобилями, — разъясняет Елена Кожемякина. — Такой документ должен быть в каждой фармкомпании. Именно в нем в первую очередь встречаются признаки водителя, на которые ГИТ обратит внимание. По сути, снимая риски признания сотрудников водителями, компания решает другую задачу — подготовить обоснование и защитное решение для суда, если инспектор все-таки останется при своем мнении. У компании должна быть возможность обратиться в суд и оспорить заключение инспекции. Можно прогнозировать ужесточение позиции контролирующих органов в связи с вступлением в действие поправок в Закон 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Что делать

Что же делать, чтобы свести к минимуму дополнительные обязанности и обойтись без новых процедур?

«Во-первых, внутренним политикам компании следует запретить медпредставителям перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях. Во-вторых, организовать проведение предварительных и периодических медосмотров работников до выдачи автомобиля. Также стоит определить ряд обязанностей, связанных с использованием транспорта, например запретить использовать автомобиль при наличии определенных неисправностей, предусмотреть порядок и сроки техобслуживания», — советует эксперт.

Еще один вариант выхода из ситуации — перевод медпредставителей на дистанционный труд, считает эксперт. Это избавит от проведения медосмотров, так как в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ данная категория работников их не проходит.

Самый простой и эффективный способ разобраться и решить, что делать, — провести аудит локальных нормативных актов. Это позволит выяснить, есть ли в документах вашей компании признаки работы водителей, а значит, лучше подготовиться к нововведениям.

Наталья Маскина

«Фармацевтический вестник» Август, 2018 №24

 

Новости